Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок «Урок вежливости»

Татьяна Борщ
Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок «Урок вежливости»

Цели: 1. Обобщить представление детей о некоторых правилах и нормах поведения в разных ситуациях.

2. Познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приёма гостей.

3. Приобщать детей к русской национальной культуре.

Оборудование: современный сервиз, скатерть, салфетки, деревянная посуда, хлеб, солонка, рушник, иллюстрации к русским народным сказкам» Маша и медведь, «Колобок», «По щучьему веленью», «лиса и Журавль», «Царевна - лягушка».

Ход занятия.

1. Организационный этап

2 Основная часть занятия.

a. Путешествовать- это замечательно!

-Вот и пришло лето. Вы подросли, и теперь будете ходить в старшую группу.

Старшая группа…

Что это значит?

Значит, никто уже утром не плачет.

Суп не прольёт на рубашку никто.

Всё надевать научились пальто.

Даже ботинки с тугими шнурками

Не доверяем не папе не маме

Наши друзья Маша и Саша тоже повзрослели. Как и вы, Маша пойдёт в старшую группу, её брат Саша - в третий класс.

Помните сказку:

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку гулять!

В Африку! В Африке акулы!

В Африке гориллы,

В Африке большие,

Злые крокодилы

Но папочка и мамочка уснули вечерком,

А Машенька и Сашенька - в Африку бегом,

В Африку!

- Кто написал эту сказку?

- Помните, как чуть было не закончилась печально эта история? А всё почему?

Потому что ушли без спроса и одни, без взрослых.

- Но путешествие - это замечательно! Во время путешествия можно узнать много нового, интересного, многому научиться. Не зря во все времена, с древности и до наших дней, люди плыли на кораблях и плотах, ехали на верблюдах и собаках, машинах и санях, летели на воздушном шаре и самолёте для того, чтобы побывать в незнакомых местах, узнать какие растения там растут, какие животные обитают, чем занимаются люди, живущие вдалеке от нас.

В. Мы ждём гостей.

-И вот доктор Айболит собрался навестить своих пациентов, которые живут в разных уголках Земли. Кто пациенты доктора Айболита?

-И, конечно же, добрый доктор пригласил с собой Машу и Сашу. Во время поездок они будут доктору и попутчиками, и помощниками. Кто такие?

- Как образовалось это слово?

- Но для того, чтобы отправиться куда-то, тем более так далеко и надолго, необходимо спросить разрешения у родителей. И доктор Айболит собирается прийти в гости в семью Маши и Саши, чтобы поговорить с их родителями о предстоящем путешествии. Скажите: что делают хозяева дома, когда ждут гостей?

(наводят порядок в доме, готовят угощение)

-А что значит навести порядок? (Разложить вещи по местам, вытереть пыль, пропылесосить, проветрить комнаты.)

-Кто обычно занимается этим в вашей семье? Помогаете ли вы родителям?

_Как вы думаете, почему необходимо помогать друг другу?

- Вспомните сказки, в которых герои оказывали друг другу помощь. («Репка», «Кот, петух и лиса», «заячья избушка», «Волшебник изумрудного города» и т д.)

Физкультминутка.

«Уборка квартиры».

Каждый ребёнок берёт на себя определённую функцию и, не называет её, показывает, как он, например, моет окно, подметает и т. д. Воспитатель отгадывает, кто из детей, чем занимается.

- Вот в квартире порядок, можно начинать готовить угощение.

Детей просят разбиться на несколько групп по 3-4 человека. Каждая группа должна придумать меню праздничного ужина. Заранее можно обговорить список продуктов, из которых дети будут готовить угощение.

-Какое сейчас время года? Чем радует нас осень? (плодами с садов и огородов.)

-Овощи и фрукты вкусны и полезны, давайте приготовим из них еду.

Выслушав предложение каждой группы, составляется общее меню. Например, салат или винегрет, картошка с мясом, печёные яблоки. К чаю - варенье и пироги.

- Пора накрывать на стол. (Это можно сделать на кукольном столе, используя кукольную посуду)

-На сколько человек надо накрыть стол? (На пять. За столом Доктор Айболит, Маша, Саша и их родители.)

- Сколько поставим тарелок? С какой стороны положим вилки, а с какой нож? Вилку - слева, нож – справа.)

-Что обязательно должно быть на стол (Хлеб, соль, перец.) Обязательно должны быть салфетки. В салатнице должна быть ложка, её накладывают салат в свою тарелку.)

-А как поступить, если например, хлеб находится на столе далеко от вас? (вежливо попросить передать его. С тарелки надо брать тот кусок хлеб, колбасы или сыра, который смотрит на вас, то есть лежит ближе. И, конечно не забывать благодарить.)

-как вы думаете, сколько еды надо класть на тарелку? (Совсем немного, чтобы быть уверенным в том, что съешь всё. Нельзя оставлять еду на тарелке. Если блюдо тебе понравилось, обязательно скажи об этом хозяйке, ей будет приятно)

- Мы с вами знаем эти правила поведения с детства. А вот всегда ли они были такими?

-Мы привыкли к определённым продуктам питания. А что люди ели в прошлом?

-Чтобы узнать это, мы с вами отправимся в прошлое.

В. «Милости просим гости дорогие»

- Теперь вы красны девицы и добры молодцы.

Девочки надевают сарафаны, мальчики подпоясываются кушаками.

-Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе.

Какая обстановка здесь?

Используются иллюстрации.

- Вот печь. Как говорили о ней в старину? «Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница.»

-Что стоит у печи? Кочерга, ухват. Зачем они?

-Вот большой деревянный стол. Вот лавки. Почему они такие длинные и широкие? (На них сидят во время обеда, а ночью на них спят.)

-Вот сундук. Что в нём хранят? (одежду).

-В каждой избе есть красный угол. Что обозначало в старину слово красный? Красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей.

Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «Здрава буде». Что это означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.

-Встречает гостей хозяйка дома, в руках у неё хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник «Милости просим гости дорогие. Хлеб да соль»,- с поклоном приглашает нас хозяйка.

-Что необходимо сделать перед едой? Вымыть руки. Как мыли руки в старину? (Из рукомоя)

-Вытирали руки рушником. Почему это полотенце так называлось? (Рушник - для рук)

-Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. «Всё, что в печи, - на стол мечи», - гласит русская пословица. «Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место, а хлеба ни куска, так и стол – доска»,- так говорили в старину.

Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу, Нежеланному гостью соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушёл не солоно хлебавши». В какой сказке вы слышали это выражение? (Лиса и Журавль».)

-Что оно обозначает?

народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое. «хлеб-соль ешь, а правду режь», - говорили в народе.

Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя.

На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что, если будешь болтать за столом, голодным останешься. Под ложку подкладывали кусочек хлеба. Зачем, как вы думаете? (Чтобы жидкая пища с ложки не капала на стол.)

-Вообще, раньше все ели руками, кроме, конечно, жидкой пищи. Вилок в старину не было. Что же подавали на стол? «Каша-мать наша», - говорили тогда. Её ели ежедневно. Вспомните сказку «Лиса и Журавль». Чем угощала хитрая лиса журавля? (Кашей). А он ее, чем потчевал? (окрошкой.) Кто знает, что это такое?

-На первое варили щи. Что для этого надо?

-Варили уху. В какой сказке молодец ухватил щуку в руку и радовался, что уха будет сладка. («По щучьему веленью»)

старину ели много мяса: свинину, телятину, баранину.

-Ни один пир не обходился без пирогов

-Пили берёзовые и кленовые соки.

-Ели много овощей.

Все дни в году делили на постные и мясные. «Постных» дней было больше. В это время мяса, молока, яиц, масла не полагалось. Что же можно было есть? Давайте придумаем меню на постный день.

В наши дни люди соблюдают пост. В определённые дни придерживаются строгой,

постной диеты.

На столе лежат иллюстрации к различным сказкам:

«Маша и медведь» (Маша печёт пироги)

«Гуси лебеди» (дети у молочной реки)

«Колобок» (бабка сажает его в печь)

«Печка»

«Царевна-лягушка» (пир)

«Лиса и Журавль»

«Снегурочка» (девочки в лесу собирают грибы и ягоды)

«Курочка ряба».

Есть также иллюстрации к сказкам, не имеющим отношения к еде. Например «Теремок», «Заячья избушка».

-Найдите сказки, из которых можно узнать, что ели люди в старину. Как они называются?

Перескажите отрывок, который изображён на выбранной вам картинке.

В. Заключительный этап. Подведение итогов.

Публикации по теме:

«Путешествие по странам». Презентация для детей Данную презентацию рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также для работы с детьми, имеющими нарушения.

Детский сад. Нормы в саду Часто родителей волнует вопрос о нормах по количеству детей в группах, по уборке и проветриванию помещений детского сада, но они не всегда.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Фрукты и ягоды
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок «Урок вежливости»
Опубликовано: 5 сентября 2013 в 05:24
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Лепка «Угощение для дня рождения» «Торт» в средней группе
Цель: учить детей лепить торт по представлению; скатывать комок пластилина между ладонями в шар; совершенствовать умения сплющивать шарик; координировать и...
«Цветочек из гофрированной бумаги и мишуры» (мастер-класс)
Перед Днем Матери по традиции мы с детьми обычно готовим подарки. Хорошо известно, что лучший подарок - сделанный своими руками. Но когда у тебя в...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...
Фотоотчёт: Птицы нам тоже друзья! Наблюдения за птицами на участке детского сада.
Фотоотчёт: «Птицы нам тоже друзья! Наблюдения за птицами на участке детского сада. Запысова М. И. Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, желание...