Условия, влияющие на развитие нравственно-эстетического восприятия дошкольника.

Валентина Захарова
Условия, влияющие на развитие нравственно-эстетического восприятия дошкольника.

Условия, влияющие на развитие нравственно-эстетического восприятия дошкольника.

Воспитание у детей нравственных качеств через развитие эмоционального восприятия и чувствования возможно на занятиях по изобразительной деятельности. Однако, все чаще занятия по изобразительной деятельности, сводятся к тому, чтобы научить детей определенным знаниям, умениям, навыкам в художественной деятельности. Зачастую воспитатели и педагоги забывают, что рисование это не цель, а только средство развития личности. Именно поэтому, важно так много времени уделять развитию эмоций, чувства эмпатии, нравственных чувств, развитию эстетического восприятия. Особенно важно не упустить эти моменты в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, которые играют важную роль в формировании личности детей.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка. В дошкольном возрасте чувства отличаются еще большим разнообразием, устойчивостью, сложностью. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично вплетены в процесс личностного развития ребенка. Воспитание чувств осуществляется как в процессе воспитания и формирования личности в целом, так в процессе специального взаимодействия на эмоциональную сферу человека.

В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающим, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать. Под воспитанием чувств следует подразумевать формирование чувств человека в процессе специального воздействия на него, которое приводит к изменениям чувств в определенном направлении, к исчезновению прежних в соответствии с теми задачами, которое общество ставит перед собой в деле подрастающего поколения. Воспитание чувств осуществляется как в процессе воспитания и формирования личности в целом, так и в процессе специального воздействия на эмоциональную сферу на него.

Развитие эмоций, как отмечает А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович и др., тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходят не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка.

Впечатления – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе – от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения. Для того чтобы обеспечить действенность взглядов и убеждений детей, необходимо воспитать у них восприимчивость к моральным положениям и нормам.

Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес, то есть через чувства эмпатии; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамерно сажать райские яблоки в отравленную почву, так считает Ш. А. Амонашвили. «Только в том сердце может поселиться бесконечное чувство сопереживания, в котором уже возникло раскаяние в своих необдуманных поступках, чувство вины, чувство ответственности» - пишет он.

Эмпатийные тенденции имеются у каждого человека, но их развитие определяется условиями, в которых воспитывается человек. Обостренное чувство сопереживания зависит и от нравственно-эмоциональной культуры семьи, и от культурных традиций того региона, в котором вырос человек.

«Если среда изначально убережет в ребенке его радость красоты, то убережет и его добрый нрав» - подчеркивает Ш. А. Амонашвили. Развитая нравственно-эстетическая восприимчивость ребенка послужит в дальнейшем основой для глубоких осмыслений человеческих взаимоотношений, трепетного и бережного отношения к природе.

Условия для развития нравственно-эстетического восприятия детей в ДОУ – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют систематические наблюдения явлений в природе, создание психологических ситуаций на занятиях, для выявления уровня развития нравственно-эстетического восприятия. Большое значение имеют также систематические беседы с детьми на разные темы о таких понятиях как красота, добро, что такое хорошо и что такое плохо и т. д., на которых ребенок может выразить свое мировосприятие и ощущение.

Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках.

Другое важнейшее условие – организация интересной содержательной жизни ребенка в семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального опыта, который послужит основой для замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Это беседы родителей с детьми о его впечатлениях, чувствах и ощущениях полученных после посещения выставок, прочитанного художественного произведения, после прогулки по лесу и т. д.

Важнейшее средство эстетического воспитания - изобразительная деятельность. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои

силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире. Изобразительная

деятельность помогает ребенку полнее выражать свои мысли, впечатления, настроения, состояние. Можно сказать, что детский рисунок не просто продукт

деятельности ребенка, а частица духовной жизни, и изучение детских рисунков дает возможность оценить уровень развития ребенка, эмоциональные

расстройства, в том числе, склонность к страхам, замкнутости и т. д. Занятия изобразительной деятельностью — один из путей воспитания в детях

чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства.

В процессе изобразительной деятельности ребенка есть возможность заглянуть в его внутренний мир, понять его мысли, чувства и переживания, узнать его мировосприятие, но какие же следует создавать условия, чтобы у ребенка могли сформироваться нравственные и эмпатийные качества, также эстетическое восприятие.

Таким образом, что комплексное воздействие на душу ребенка этих условий в ДОУ и семье помогают развить у детей нравственно-эстетическое восприятие окружающей жизни и на этой основе формируются эмпатийные качества.

Публикации по теме:

ИЗО деятельность в ДОУ Занятие ИЗО деятельностью в ДОУ Изобразительное творчество - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Условия, влияющие на развитие нравственно-эстетического восприятия дошкольника.
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 20:49
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотозарисовка «Снегири».
По календарю через два дня зима закончится. Придёт весна и мои любимые пичужки за окошком займутся другими своими делами, начнут заниматься выведением...
Мастер-класс «Подарок папе»
Подарок состоит из двух частей. Для изготовления открытки понадобятся: крепированная или цветная бумага, картон, пластмассовые пуговицы, ножницы,...
Конспект НОД по рисованию «Зимние виды спорта» в подготовительной группе. Воспитатель...
4 ФЕВРАЛЯ в Сочи отметили Всероссийский день зимних видов спорта, посвящённый третьей годовщине со дня открытия Олимпийских зимних игр 2014 года. Весь...
Отчет занятий «Увлечение бисероплетением»
Многообразие бисера дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, чья красота...
Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»
Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром солнце встало,...