Папки-передвижки

Роль партнерских отношений педагогов и родителей в процессе развития дошкольников (из опыта работы)

Ирина Стеклова
Роль партнерских отношений педагогов и родителей в процессе развития дошкольников (из опыта работы)

Семья и детский сад – дают ребёнку определённый социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентиров.

Публикация «Роль партнерских отношений педагогов и родителей в процессе развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Считаю, что установление таких взаимоотношений возможно только в случае обоюдного соблюдения партнерами интересов друг друга. В таком взаимодействии каждый из участников не просто «содействует развитию другого», но именно в этом находит условия для собственного профессионального и личностного развития. Установление партнерских отношений между педагогами и родителями требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.

Для установления партнерских отношений с родителями с первого знакомства придерживаюсь следующих принципов:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении неуместны категоричность, требовательный тон, ведь от ежедневных контактов зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому считаю, что позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, совместное обсуждение проблемных вопросов, искреннее желание помочь. Очень сближают совместные мероприятия: чаепития, совместные походы, поездки. Всегда обращаюсь к родителям, как к знающим специалистам, приглашаю помочь участием в мероприятиях. Родители чувствуют себя в группе как главные участники процесса воспитания детей, с удовольствием делятся друг с другом опытом воспитания.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. В общении с родителями чувствую ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь использую человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Готовимся вместе. Любое, даже самое небольшое мероприятие в группе тщательно и серьезно готовим вместе с родителями. Главное в этой работе – участие родителей во всех моментах жизни детей в группе: НОД, режимные моменты, организация совместных походов и поездок – всё это объединяет и сплачивает наш единый коллектив: дети-родители-педагоги.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Всегда учитываю современные подходы и привлекаю родителей к активному участию в жизни группы и дошкольного учреждения. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит меня, как педагога перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

На первом же родительском собрании мы совместно решаем, кто из родителей поможет в подготовке и проведении НОД, оформит группу, какие мероприятия актуальны для семьи. А как гордится ребенок, если его папа, по профессии стоматолог, рассказывает увлекательную сказку о приключениях маленького зубика, и о том, как нужно ухаживать за зубами. Или дедушка у памятника погибшим солдатам вспомнит о своем военном детстве…

Мамы сами решают, каким образом будет оформлена группа для путешествия в Космос, а папы, тут же, в группе изготавливают шлемы для своих ребят. Вот где можно услышать полезный совет и поучиться жизненному опыту! Ведь важнее, когда родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Самое главное, что в группе царит атмосфера живого общения взрослых и детей, где нет главных и второстепенных, где мнение каждого учтено, и каждый услышан. Считаю, что именно в детском саду, в группе, родители могут посмотреть на своего ребенка не как на малыша, а как на личность и как на равноправного партнера общения.

В нашей группе проводим выставки совместных работ родителей с детьми : «Осенние фантазии», «Волшебный мир сказок», «Великой Победе посвящается». Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих задумок.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, семейный проект, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в совместных делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в группе заранее вывешиваются интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте: каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. В группе мы помним об этом и всегда благодарим родителей за их работу. Особой популярностью пользуется наша «Доска почета», где педагоги вместе с детьми, администрация детского сада благодарят родителей за участие в тех или иных мероприятиях группы и детского сада. Традицией нашей группы стало поздравлять родителей в конце учебного года за участие в жизни группы. Так появились номинации «Самая творческая мама», «Самый умелый дедушка», «Самый сильный папа» и т. д. А поздравляют наши ребята, с каким упоением они готовят подарки для этих номинаций.

Популярностью среди родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. Вместо традиционных собраний проводим совместные чаепития, которые носят тематический характер: «Семейные традиции», «Творческая мастерская» (Знакомство с искусством квилинга, «Мой ребенок – некапризка!». В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Родители нашей группы принимают активное участие в спортивных соревнованиях и развлечениях. Ежегодно воспитанники ДОУ вместе с родителями участвуют в спортивных праздниках «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «А, ну-ка, мамы!» Участие в таких мероприятиях помогает родителям сблизиться вместе с детьми, активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.

Все совместные дела мы стараемся запечатлить и существует наш «Фотоархив»….

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает : 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 55% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 60% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в НОД, праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Считаю, что её успех определяется интуицией, инициативой и терпением, умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать нам во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится!

Список использованной литературы

1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М. : - Топикал, 1994. – 608с.

2. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением №4, 2002.

3. Воронов В. В. Педагогика школы в двух словах. М., 2002.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? - М. : Сфера, 2005.-240с.

5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2007. – 128с.

7. История дошкольной педагогики : Учебное пособие для студентов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина. - М. : Просвещение, 1989. – 352с.

8. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы : Пер. с англ. : Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.

9. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.

10. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М. : Педагогика, 1987. – 288 с.

11. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.

12. Свирская Л. Работа с семьёй : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.

13. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2006. – 80 с.

Публикации по теме:

Проект «Школа родительской любви» В России за последние годы произошли политические и экономические изменения, оказавшие влияние на все стороны жизни общества. Ценности духовно.

Тематический праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. «Будем в Армии служить»Тематический праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. «Будем в Армии служить» отрудничество ДОУ и семьи – важное условие для вхождения маленького человека в большой мир. Детский сад и семья – два воспитательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль партнерских отношений педагогов и родителей в процессе развития дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 11 сентября 2013 в 20:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД