Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.

Вера Смагина
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.

Важнейшей задачей всех образовательно-воспитательных учреждений является воспитание ребенка духовно-богатой и физически здоровой личностью. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их физического здоровья, но не менее важно заложить основы и здоровья духовно-нравственного. Привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о будущем жизненном пути. Наши дети интуитивно отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Ко всему этому очень важно сохранить особенности характера, которые присущи человеку русской культуры. В основе ее синтез народности и православной культуры, суть – желание активного, творческого добра не только себе и своим близким, но и чужим людям.

О роли культурного наследия России в воспитании детей говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский в статье: «О народности в общественном». Он писал: «…воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Народная педагогика – это та сфера духовной и материальной жизни народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Наиболее ярко она проявляется в фольклоре – устном народном творчестве. Знакомство с фольклорными произведениями укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, Отечеству. Фольклор учит любить родную землю, природу, воспитывает трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и черт характера, расширяет кругозор детей.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. В них содержится полный нравственный кодекс человека: любовь к родителям, Родине, верность и справедливость, любовь к труду и презрение к бездельникам, ненависть к угнетателям и бесстрашие перед врагами и грозными силами природы, чуткое и вежливое отношение к старым и старшим.

Человек – украшение вселенной, человек – лучшее «злато». В словах произведений устного народного творчества – призыв быть достойным человеческого имени. Этот призыв по существу общечеловечен. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на спокойный, гармоничный, музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных сказок, песен, былин. Причем воспитательные средства, связанные с формированием определенных черт личности, очень дифференцированы. Основная цель загадок – умственное развитие, пословиц и песен – нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга. Детям можно много раз повторять одно и тоже нравственное поучение, но они останутся к нему равнодушны. Если же рассказать им сказку, проникнутую той же самой мыслью, дети будут взволнованы и потрясены ею. Многие сказки являются средствами убеждения в нравственном воспитании, они указывают на естественные последствия дурных поступков, убеждают в важности хорошего поведения. Сказки отражают мысли народа, его лучшие черты, культивируют эти черты в подрастающем поколении. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Во всех сказках страдания положительного героя и его друзей преходящи, за ними приходит радость, как результат борьбы, результат совместных усилий. Образность сказок облегчает их восприятие детьми. Сказки способствуют развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения.

Загадки развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления действительности, сопоставлять их свойства и качества, позволяют увидеть красоту и богатство окружающего мира.

Пословицы и поговорки – общественное мнение народа: житейские советы, пожелания, поучения о добрых нравах, правилах хорошего тона, воспитании. Люди чаще употребляют пословицы и поговорки по одной, украшая ими мысль или комментируя факт. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы и поговорки, которые понятны современному ребенку. Причем дошкольнику надо вначале доступно донести смысл пословицы, затем провести беседу по содержанию и выучит её. Лучше всего дошкольники запоминают пословицы и поговорки о добре, дружбе, труде, о Родине, временах года.

Первой школой для ребенка являются русские народные игры – это уроки жизни, которые учат ребенка общению с другими людьми, готовят к труду, к взрослой жизни. Посредством игры прививается уважение к существующему порядку вещей, к правилам поведения. Игры требуют много движения, находчивости, смекалки, оказывают большое влияние на развитие ума, характера, воли, воспитывают нравственные чувства, создают позитивный духовный настрой. В процессе игры дети очень рано включаются в процесс самовоспитания, которое происходит стихийно, цели же возникают в процессе игры, в соответствии с результатом и достижениями.

Успешное развитие нашей страны, ее культуры, системы образования возможно только на естественном, многовековом фундаменте народных традиций, при наличии гармонии между национальным и интернациональным. Причем чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Выставка «Пасха Красная»Выставка «Пасха Красная» В нашем детском саду четвёртый год работает кружок "Мир доброты". Я являюсь руководителем. Основная цель кружка: Формирование основ духовности.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.
Опубликовано: 24 июля 2013 в 11:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...