Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.

Вера Смагина
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.

Важнейшей задачей всех образовательно-воспитательных учреждений является воспитание ребенка духовно-богатой и физически здоровой личностью. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их физического здоровья, но не менее важно заложить основы и здоровья духовно-нравственного. Привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о будущем жизненном пути. Наши дети интуитивно отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Ко всему этому очень важно сохранить особенности характера, которые присущи человеку русской культуры. В основе ее синтез народности и православной культуры, суть – желание активного, творческого добра не только себе и своим близким, но и чужим людям.

О роли культурного наследия России в воспитании детей говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский в статье: «О народности в общественном». Он писал: «…воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Народная педагогика – это та сфера духовной и материальной жизни народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Наиболее ярко она проявляется в фольклоре – устном народном творчестве. Знакомство с фольклорными произведениями укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, Отечеству. Фольклор учит любить родную землю, природу, воспитывает трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и черт характера, расширяет кругозор детей.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. В них содержится полный нравственный кодекс человека: любовь к родителям, Родине, верность и справедливость, любовь к труду и презрение к бездельникам, ненависть к угнетателям и бесстрашие перед врагами и грозными силами природы, чуткое и вежливое отношение к старым и старшим.

Человек – украшение вселенной, человек – лучшее «злато». В словах произведений устного народного творчества – призыв быть достойным человеческого имени. Этот призыв по существу общечеловечен. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на спокойный, гармоничный, музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных сказок, песен, былин. Причем воспитательные средства, связанные с формированием определенных черт личности, очень дифференцированы. Основная цель загадок – умственное развитие, пословиц и песен – нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга. Детям можно много раз повторять одно и тоже нравственное поучение, но они останутся к нему равнодушны. Если же рассказать им сказку, проникнутую той же самой мыслью, дети будут взволнованы и потрясены ею. Многие сказки являются средствами убеждения в нравственном воспитании, они указывают на естественные последствия дурных поступков, убеждают в важности хорошего поведения. Сказки отражают мысли народа, его лучшие черты, культивируют эти черты в подрастающем поколении. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Во всех сказках страдания положительного героя и его друзей преходящи, за ними приходит радость, как результат борьбы, результат совместных усилий. Образность сказок облегчает их восприятие детьми. Сказки способствуют развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения.

Загадки развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления действительности, сопоставлять их свойства и качества, позволяют увидеть красоту и богатство окружающего мира.

Пословицы и поговорки – общественное мнение народа: житейские советы, пожелания, поучения о добрых нравах, правилах хорошего тона, воспитании. Люди чаще употребляют пословицы и поговорки по одной, украшая ими мысль или комментируя факт. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы и поговорки, которые понятны современному ребенку. Причем дошкольнику надо вначале доступно донести смысл пословицы, затем провести беседу по содержанию и выучит её. Лучше всего дошкольники запоминают пословицы и поговорки о добре, дружбе, труде, о Родине, временах года.

Первой школой для ребенка являются русские народные игры – это уроки жизни, которые учат ребенка общению с другими людьми, готовят к труду, к взрослой жизни. Посредством игры прививается уважение к существующему порядку вещей, к правилам поведения. Игры требуют много движения, находчивости, смекалки, оказывают большое влияние на развитие ума, характера, воли, воспитывают нравственные чувства, создают позитивный духовный настрой. В процессе игры дети очень рано включаются в процесс самовоспитания, которое происходит стихийно, цели же возникают в процессе игры, в соответствии с результатом и достижениями.

Успешное развитие нашей страны, ее культуры, системы образования возможно только на естественном, многовековом фундаменте народных традиций, при наличии гармонии между национальным и интернациональным. Причем чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Выставка «Пасха Красная»Выставка «Пасха Красная» В нашем детском саду четвёртый год работает кружок "Мир доброты". Я являюсь руководителем. Основная цель кружка: Формирование основ духовности.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Иллюстрации
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.
Опубликовано: 24 июля 2013 в 11:55
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...