Устное народное творчество в развитии речи детей.

Гузелия Гильмутдинова
Устное народное творчество в развитии речи детей.

Устное народное творчество в развитии речи детей.

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.

Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А флольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.

Поэтому очевидна необходимость использования произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использовать произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.

Знакомство с потешкой начинается иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.

Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:

"Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы похлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку!"

(А. Барто)

А когда оно прячется, дружно зовём:

"Солнышко - колоколнышко,

Выгляни в окошко,

Дам орехов кучу!"

Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.

При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясняю, что такое "торжок", спрашиваю были ли они на рынке, что купила мама. Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:

"Самому ли съесть,

Или Чингизу снесть?" ит. д.

Малыши ждут, когда именно его угостит котик.

Очень часто использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:

" Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся. "

или " Чистая водичка

Умоет Саше личико

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке".

Помогают произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:

" Чики, чики, кички,

Берёзовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились".

Приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.

Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением играем игру "Вороны". Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле. Затем я знакомлю детей с потешкой:

"Вот под ёлочкой зеленой

Скачут весело вороны:

кар - кар - кар,

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали:

кар - кар - кар,

Лишь к ночи умолкают,

И все тихо засыпают:

Кар - кар - кар!"

После этого дети, "превращаются" в больших птичек.

Основная цель таких игр для малышей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.

Очень любят дети и русские, татарские сказки. Старшие дети с удовольствием инсценируют сказки "Репка", "Колобок", "Курочка - ряба".

Вот так в повседневной работе очень часто обращаемся к кладезу русской речи. Я думаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добрыми и ласковыми, погружаться в стихию родной речи.

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным.

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Устное народное творчество в развитии речи детей.
Опубликовано: 17 октября 2013 в 18:01
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...