Устное народное творчество в развитии речи детей.

Гузелия Гильмутдинова
Устное народное творчество в развитии речи детей.

Устное народное творчество в развитии речи детей.

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.

Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться в речь. А флольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.

Поэтому очевидна необходимость использования произведений устного народного творчества в развитии речевой активности детей. Для этой же цели эффективно использовать произведения многих детских писателей, многие из них близки к фольклору. Тем более у малышей большой интерес к потешкам, колыбельным песням, сказкам.

Знакомство с потешкой начинается иногда с беседы, с наблюдения, иногда с рассматривания картин или игрушек, иногда с объяснения новых слов.

Например, когда выглядывает солнышко, дети сразу восклицают "О, солнышко!" Я обращаю внимание детей на то, как солнце освещает нашу комнату, "смотрит к нам в окошко", спрашиваю, нравится ли им, когда солнышко освещает их комнату, и читаю:

"Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы похлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку!"

(А. Барто)

А когда оно прячется, дружно зовём:

"Солнышко - колоколнышко,

Выгляни в окошко,

Дам орехов кучу!"

Тут особое внимание уделяю на то, как мы ласково зовём солнце: "солнышко - колоколнышко". Мне кажется, что именно с этих маленьких зёрнышек начинается знакомство детей с исконным богатством русской речи.

При знакомстве с потешкой "Пошёл котик на торжок…", объясняю, что такое "торжок", спрашиваю были ли они на рынке, что купила мама. Котик поочерёдно "угощает" каждого ребёнка. Детям это очень нравится:

"Самому ли съесть,

Или Чингизу снесть?" ит. д.

Малыши ждут, когда именно его угостит котик.

Очень часто использую потешки в режимных моментах: умывании, укладывании спать, одевании на прогулку, во время приёма пищи:

" Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся. "

или " Чистая водичка

Умоет Саше личико

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке".

Помогают произведения фольклора и в организации прогулок, наблюдений за природой, украшая речь и обогащая её, тем самым способствуют концентрации внимания детей. Например, во время наблюдения за птицами:

" Чики, чики, кички,

Берёзовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились".

Приятно наблюдать, что через некоторое время дети самостоятельно начинают использовать в игре колыбельные песенки, потешки.

Очень нравятся детям подвижные игры с использованием потешек. Часто с увлечением играем игру "Вороны". Сначала понаблюдаем на прогулке, что вороны - большие, чёрные птицы; что они каркают громко "кар - кар - кар", они могут летать, могут скакать по земле. Затем я знакомлю детей с потешкой:

"Вот под ёлочкой зеленой

Скачут весело вороны:

кар - кар - кар,

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали:

кар - кар - кар,

Лишь к ночи умолкают,

И все тихо засыпают:

Кар - кар - кар!"

После этого дети, "превращаются" в больших птичек.

Основная цель таких игр для малышей - развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, добиваться ими понимания значения слов, правильного их произношения.

Очень любят дети и русские, татарские сказки. Старшие дети с удовольствием инсценируют сказки "Репка", "Колобок", "Курочка - ряба".

Вот так в повседневной работе очень часто обращаемся к кладезу русской речи. Я думаю, что малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и нашим воспитанникам постигать окружающий мир, стать добрыми и ласковыми, погружаться в стихию родной речи.

Публикации по теме:

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Устное народное творчество служит могучим, действенным.

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Профессии и труд
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Устное народное творчество в развитии речи детей.
Опубликовано: 17 октября 2013 в 18:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....