МААМ-картинки

Устный курс по русскому языку для 1 класса

Марта Ондар
Устный курс по русскому языку для 1 класса

Программа «Русский язык» для 1 класса разработана на основе «Программы по русскому языку для 1-4 классов тувинской школы», составленной Р. Р. Бегзи и Г. М. Селиверстовой, Программы Минобразования России «Начальное общее образование», «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, 2011, для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения». Она соответствует проекту Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Публикация «Устный курс по русскому языку для 1 класса» размещена в разделах

Предлагаемая программа по русскому языку предназначена для 1 класса тувинских школ.

Основные цели изучения русского языка – развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности на русском языке (аудирование, говорение, чтение и письмо, овладение учащимися коммуникативной деятельностью на русском языке, развитие интереса к русскому языку как государственному Российской Федерации, к культуре и литературе русского народа и народов мира.

Общая характеристика учебного предмета

Для достижения поставленных целей по русскому языку в начальной школе необходимо решение следующих задач:

- обучение учащихся восприятию на слух несложной русской речи, выработке у учащихся фонематического слуха – различению звонких и глухих, твердых и мягких согласных, ударных и безударных гласных в словах;

- накопление и обогащение лексического запаса учащихся наиболее необходимыми для общения словами;

- выработка у учащихся навыков правильного артикулирования звуков и звукосочетаний, их произношение в слогах и словах;

- выработка умений и навыков понимания и построения предложений различных типов и структуры;

- развитие диалогической речи (заучивание образцов диалогов, речевых образцов, формы речевого этикета, мышления, воображения школьников;

- овладение обучающимися составлять несложные монологические высказывания;

- формирование и активизация в речи учащихся наиболее употребительных грамматических форм слов в синтаксических конструкциях;

- умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

В процессе обучения русскому языку большое внимание должно быть уделено формированию у обучающихся толерантности, уважительному отношению к культуре русского народа и других народов, воспитанию у школьников дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощи, повышению уровня сформированности умений и навыков учебной деятельности, поведения в школе, в классе, дома и с товарищами, формированию у детей навыков общественного поведения, развитию их познавательных интересов, расширению кругозора, привитию устойчивого интереса к русскому языку и желания говорить по-русски.

Программа по русскому языку предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности. Курсы русского и родного языков должны быть взаимосвязанными и взаимодополняющими.

В основу программы положены общедидактические принципы, принцип коммуникативности, который предполагает обучение видам речевой деятельности в целях общения, принцип учета особенностей родного языка учащихся, комплексный характер формирования и развития речевых навыков (аудирование, говорение, чтение и письмо, комплексное обучение аспектам языка (фонетика, лексика, морфология, синтаксис, принцип сознательности, который предполагает осознанное, сознательное усвоение языковых фактов русского языка, что является условием успешного овладения русским языком как неродным.

Программа определяет не только единицы и явления языка, подлежащие практическому усвоению, но и последовательность их усвоения с учетом места, которое они занимают в системе языка, чем обеспечивается последовательность и систематичность работы по развитию речи учащихся.

Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. На каждом уроке дети должны как можно больше говорить, задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем по заданной теме, составлять небольшие рассказы по картине или на основе наблюдения.

Важна систематическая работа над словом, над его значением, произношением и правописанием. Необходимо учить детей строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, составлять тексты, диалоги по заданному образцу и самостоятельно на предложенную тему, по картине, об окружающей действительности на основе наблюдения.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа составлена согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. На изучение русского языка в 1 классе выделяется 140 часов (4 ч в неделю, 33 учебные недели) В зависимости от уровня подготовки класса по русскому языку в школах с родным (нерусским) языком обучения на предварительный (добукварный) курс русского языка отводится от 40 до 60 часов, на обучение русской грамоте – 72 – 80 часов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Русский язык в жизни нашей страны выполняет несколько функций: выступает и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из языков межнационального общения в в ближнем и дальнем зарубежье. Задача учителя – раскрыть (в доступной форме для учащихся шести-семи лет) основные функции русского языка как средства общения, как средства воздействия на мысли, чувства и поведение людей в обществе, как явления национальной культуры и основы национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная речь на русском языке является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получат начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

При изучении русского языка в 1 классе стимулируется речевое развитие учащихся, обогащается их словарный запас, развивается коммуникативная культура. У учащихся закладываются основы духовно- нравственного развития учащихся в процессе общения на уроке. Дети знакомятся с образцами детской литературы, у них формируется активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным средством социализации личности.

Результаты изучения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

1. Осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации, как средства межнационального общения

в многоязычном и поликультурном обществе, как средства познания окружающей действительности.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

4 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

1. Развитие коммуникативных способностей учащегося, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи.

2. Формирование мотивации к изучению русского языка.

3. Формирование умений и навыков произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, правильно строить словосочетания и предложения.

4. Осознанное чтение текста доступного объема с постепенным переходом от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения текста, понимание вопросов к тексту и правильный ответ на них.

5. Умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контролирующего характера, соблюдая изученные орфографические и пунктуационные правила.

6. Умение составлять монологические высказывания с опорой на иллюстрации, вести диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы.

7 Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

1. Умения и навыки воспринимать на слух и произносить звуки и звукосочетания русского языка, не свойственные родному языку, произносить слова с правильным ударением, правильно интонировать предложения различных интонационных структур.

2. Знание основных единиц фонетического строя русского языка : различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение.

3. Усвоение слов, грамматических форм, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении, в связной речи.

4. Знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания.

5. Умение правильно списывать слова, предложения; правильно писать на слух с соблюдением усвоенных орфографических и пунктуационных правил, отвечать на вопросы, писать небольшие изложения. Владение умением проверять написанное.

6. Умение читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию.

7. Умение делить текст на части и придумывать заглавие к ним; отвечать на вопросы, пересказывать текст; понимать основное содержание текста, находить в тексте нужную информацию.

8. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

9. Понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка РФ, языка межнационального общения.

Содержание курса

Содержание предварительного устного курса направлено на обучение русскому языку в школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. На этом этапе начинается планомерная и систематическая работа по включению русского языка в структуру сознания и деятельности первоклассников, по преодолению языкового барьера, по формированию у учащихся уверенности в том, что они могут воспринимать русскую речь на слух и активно использовать полученные по русскому языку знания в повседневной жизни, в общении со сверстниками и со старшими.

Цель предварительного устного курса - создание артикуляционно-акустической базы, формирование первоначальных навыков устной речи учащихся, развитие интереса к русскому как государственному языку Российской Федерации и чувства сопричастности к культуре русского народа и народов мира.

Эта цель достигается на основе осуществления на практике принципа коммуникативности, который предполагает включение учащихся в продуктивную речевую деятельность на русском языке.

Виды речевой деятельности формируемые у учащихся в период устного курса

Обучение слушанию и говорению предполагает специально организованную систему упражнений, направленную на развитие умений и навыков произносить узнавать русские звуки, понимать и употреблять в речи слова, словосочетания, строить предложения, понимать связные тексты, воспринятые на слух с голоса учителя, одноклассников.

Рассказ учителя вначале опирается на зрительную наглядность. Постепенно дети приучаются понимать рассказ, построенный на знакомой лексике и конструкциях без зрительной опоры и без перевода. Говорить можно научиться только через говорение.

Поэтому учитель на каждом уроке заботится о включении учащихся в активную речевую деятельность: чередует индивидуальные и хоровые ответы, организует ответы по парам, тренирует учащихся в ответах на вопросы и постановке вопросов, постепенно приучает учащихся строить связную русскую речь.

Для обучения связной монологической речи используются: рассказывание по картине, комментирование последовательных действий, описание отдельных предметов, составление небольших рассказов о себе, о своей семье, об увиденном на экскурсии, продолжение рассказа, рассказывание по аналогии.

Обучение диалогу осуществляется последовательно: сначала учащиеся воспринимают на слух и заучивают образцы диалогов за учителем, затем учатся подавать вторую реплику по образцам, затем приобретают умение начинать диалог и дополнять диалоги, поддерживать разговор, соглашаться с говорящим и опровергать его мнение.

Активное овладение языком требует умения строить предложения и словосочетания, то есть знания его грамматического строя. Сначала учащиеся усваивают готовые образцы, учатся понимать и узнавать их в речи учителя, строят по образцам, данным учителем, новые словосочетания и предложения, затем, в результате многократных упражнений, учащиеся начинают осознавать строевые элементы структуры предложения как носителя определенных грамматических значений, строят предложения по аналогии, а затем и на основании грамматических обобщений. Поэтому, обучая русскому языку, учитель должен заботиться о том, чтобы дети овладели грамматическими формами, научились строить предложения и словосочетания по образцам.

Даются схемы предложений. ___. Первый класс.

___ ___. Эта наша школа.

Одна и та же схема позволяет составить несколько предложений.

___ ___ _. Это мальчики и девочки. Они идут в школу.

От построения предложения надо переходить к обучению связной речи в двух его формах: монологической и диалогической.

Учитель включает в план каждого урока работу по развитию связной речи, как на уровне слушания, так и на уровне понимания и говорения.

На каждом уроке русского языка учащиеся знакомятся с новыми словами и активно повторяют слова, усвоенные на предыдущих уроках, употребляя их в типовых предложениях.

Прежде чем тренировать детей в правильном воспроизведении на слух и воспроизведении сочетаний слов на русском языке, необходимо разъяснить их значение.

На начальных этапах обучения русскому языку значение многих слов учащиеся усваивают лучше всего с помощью предметной наглядности. В этом случае ученик не только связывает новое для него слово с самим предметом или действием, но и имеет возможность рассмотреть сам предмет, его признак или действие.

Надо учитывать возрастные особенности детей. В учебную деятельность надо вносить игру, чередование видов упражнений.

Необходимое условие успешного обучения- наличие игрушек. Игра на уроке – не только снятие утомления, с её помощью учитель решает важные образовательно-воспитательные задачи; игра обеспечивает положительную мотивацию речевой деятельности, многократное повторение нужных форм и слов в условиях, приближенных к естественной коммуникации, развивает речь и мышление детей, их воображение.

В содержание курса включены учебные материалы, воспитывающие у учащихся способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к русскому языку.

Публикации по теме:

Индивидуальный проект по русскому языку «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» для 9 класса ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Жизнь и творчество М. В. Ломоносова» Руководитель проекта: Пурклова Наталья Сергеевна МБОУ «Золотонивская СШ».

Презентация «Исследовательская работа по русскому языку для учеников 6 класса» Работу можно использовать в русском языке при изучении разделов "Морфология" и "Лексика в 6 классе, а также при изучении творчества А. С.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 27. Памятка для написания сочинения ЕГЭ - Задание 27. Сочинение по прочитанному тексту. Проблема текста. В своем тексте автор поднимает важную для нашего времени проблему (чего….

План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устный курс по русскому языку для 1 класса
Опубликовано: 1 декабря 2023 в 17:54
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД