«Уважайте светофор!» Из опыта работы воспитателя

Надежда Иванова
«Уважайте светофор!» Из опыта работы воспитателя

Причиной дорожно-транспортных происшествий в больших городах чаще всего являются дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения детей с самого раннего возраста и привлечения родителей к решению этой проблемы.

Работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в детском саду проводим поэтапно, с постепенным усложнением. В младшей группе начинаем с самого простого: даем малышам задание положить красные кружки вверху, а зеленые внизу (в дальнейшем это поможет различать цветовые сигналы светофора). В течение года дети знакомятся и научаются дифференцировать легковые и грузовые машины, называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери; наблюдают за автотранспортом с помощью родителей: большие и малые машины, автомобили, перевозящие людей или грузы, быструю и медленную скорость передвижения и т. д. Для развития ориентировки в пространстве проводятся игры «Поезд», «К куклам в гости» и др. У малышей закрепляются такие понятия как вперед-назад, быстро-медленно, большой-маленький, широкий-узкий.

С подгруппами детей проводим игру «Красный и зеленый». Каждый ребенок – шофер, сам управляет машиной. Когда воспитатель показывает зеленый кружок – машина едет, красный кружок – машина должна остановиться. И замечаем, что маленькие шоферы осторожно ведут свои машины!

Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, закрепляются при каждом удобном случае и воспитателем и родителями. Постепенно работа усложняется, в лексикон дошкольников вводятся новые слова. Воспитатель показывает детям светофор (пособие, в котором попеременно зажигаются и горят три цвета: красный, желтый, зеленый) и спрашивает: «-Кто знает, что это такое?». Дети, как правило, сначала отвечают: «-В нем горят цветные огоньки!». «-Это СВЕТОФОР! Он помогает РЕГУЛИРОВАТЬ движение автомобилей по дорогам и людей, которые переходят улицу. В светофоре зажигается зеленый, желтый и красный свет. Но они горят не все сразу, а по очереди. Когда загорается красный свет – идти через дорогу нельзя! При зеленом свете переход разрешается.» Далее следует закрепление знаний детей с помощью вопросов и прослушивания отрывков стихотворений:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно!

Свет зеленый говорит:

Проходите, путь открыт!

(С. Михалков)

Дети поочередно включают светофор и отвечают, на какой свет стоят или могут двигаться пешеходы и автомобили. На занятии по аппликации дети склеивают из готовых форм светофор, правильно располагая три цветных кружочка.

Чем старше дошкольники, тем материал для ознакомления становится все шире. Дети знакомятся уже с правилами поведения на улице, значением желтого сигнала светофора, попеременности зажигания сигналов светофора для пешеходов и водителей машин. Расширяется словарный запас детей: проезжая часть, одностороннее и двустороннее движение, пешеход, наземный и подземный переходы, регулировщик, транспорт и т. д. Воспитатель проводит с детьми игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Трамвай» и др. на закрепление правил дорожного движения.

В старшей группе представления детей о правилах дорожного движения уточняются и дополняются. Дошкольники знакомятся с дорожными знаками «пешеходный переход», «перекресток», «место стоянки», «автобусная остановка», «ремонтные работы» и др. Знания закрепляются в играх «Собери дорожный знак», «Назови дорожный знак», «Знаки разрешающие, знаки запрещающие».

Удобной формой работы и закрепления знаний и умений детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора стала работа с макетом, изготовленным воспитателем при участии родителей детей. Организовали дидактическую игру: дети передвигают машины и фигурки пешеходов по улицам макета в соответствии с сигналами светофора.

В подготовительной группе перед дошкольниками ставятся новые задачи, требующие проявления детской самостоятельности, активности мышления, умения применять знания на практике. Проводятся игры-тренинги, тестовые задания на закрепление правил дорожного движения, дидактические игры «Учись быть пешеходом», «Улицы города», «Знакомство с особенностями движения трамвая», «Гонки» и т. д. Словарный запас детей обогащается такими словами, как «островок безопасности», «дорожная разметка», «инспектор безопасности дорожного движения» и др. Рассматривая макет улицы дети определяют, почему движение одностороннее или двустороннее, почему выставлен тот или иной дорожный знак, где можно правильно перейти улицу (по сигналу светофора, по зебре, по подземному переходу).

Участие родителей в формировании знаний, умений и навыков владения правилами дорожного движения детьми обязательно. Поэтому одно из заданий, предложенных родителям для совместной работы с детьми, было нарисовать схему своего пути от дома до детского сада. Далее старшим дошкольникам предлагалось рассказать о нем. Родителям будущих первоклассников также предлагается изобразить путь движения ребенка от своего дома до школы, проговорить дорожные ситуации, если они встретятся на пути.

Изучив правила дорожного движения, дети влияют и на поведение своих родителей. Как часто наблюдаются случаи беспечной быстроты перехода улицы взрослыми. Маленькие пешеходы «призывают» родителей переходить дорогу в нужных местах не торопясь, крепко держа ребенка за руку. На групповых и общих родительских собраниях выступают сотрудники ГИБДД. Они приводят статистические данные о травматизме детей, о причинах ДТП, призывают родителей быть более скрупулезными в вопросе воспитания грамотных детей-пешеходов.

Совместно с родителями воспитатели группы проводят разнообразные досуги, беседы, консультации; раздаются памятки о безопасности маленького пешехода «Внимание, ребенок на дороге!».

В процессе работы детского сада и семьи дошкольники крепко усваивают знания правил дорожного движения и поведения в транспорте и на улицах города, которые пригодятся им, поскольку они жители мегаполиса!

Публикации по теме:

Беседа по правилам дорожного движения с использованием ИКТ. «Если бы…» Пояснительная записка Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда.

Консультация о Правилах Дорожного Движения для родителей Методическая разработка по теме: Консультация о Правилах Дорожного Движения для родителей Опубликовано 23.03.2013г. Аганина Елена Вячеславовна.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
«Уважайте светофор!» Из опыта работы воспитателя
Опубликовано: 26 апреля 2013 в 21:49
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...