Увеличение двигательной активности детей на прогулке

Нина Федоровна Шарова
Увеличение двигательной активности детей на прогулке

Одной из основных задач в работе с детьми дошкольного возраста является правильное физическое воспитание. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности.

Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде) дети используют в повседневной жизни. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, легче познают свойства снега, ветра, при плавании знакомятся со свойствами воды.

Сформированные двигательные навыки позволяют осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях двигательной и игровой деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать, например, в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка. Двигательные навыки, сформированные к 7 годам, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволят в дальнейшем достичь высоких результатов в спорте.

Для развития движений у нас проводятся подвижные игры, занятия физкультурой, утренняя гимнастика, спортивные развлечения. На протяжении всего дня появляется забота о повышении двигательной активности ребенка путем создания соответствующей обстановки (подбор физкультурных пособий и игрушек) и побуждения детей к ее использованию. Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит главным образом на занятиях физкультурой. Занятия обязательны для всех практически здоровых детей, направлены на дальнейшее совершенствование и закрепление двигательных навыков и умений детей.

Самым же благоприятным временем для активизации двигательной деятельности является время прогулки. Она содействует укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.

Именно во время утренних и вечерних прогулок мы развиваем такие качества, как ловкость, быстрота, сила, выносливость.

Эти задачи относятся ко всем возрастным группам, но, естественно, из года в год они усложняются и совершенствуются.

На прогулке мы следим, как двигаются дети, развиваем умение ходить правильно.

В подготовительной группе дети уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, шаг становится равномерным и ритмичным. Длина его увеличивается, возрастает скорость ходьбы. Значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки, быстрота двигательной реакции, дети могут сразу в соответствии с сигналом изменять и выдерживать заданное направление.

Несмотря на значительные сдвиги в ходьбе, в этом возрасте и недостатки более отчетливы, так как навык ходьбы к 7 годам автоматизирован.

Некоторые дети размахивают руками от локтя, напряженно поднимают ноги. Бывает тяжелая и вялая походка, косолапость. Для формирования правильной походки в осенне- летний период мы прочерчивали на асфальте две линии рядом и учили детей ходить, не занося ноги за черточки. Для улучшения походки в элементах игры предлагали детям ходить с палкой за плечами. Это способствует распрямлению спины, развертыванию плеч. К 7 годам, в основном, все дети ходят уверенно, свободно, вырабатывают хорошую походку.

Для проведения прогулки мы используем мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, кольцеброс, кегли, флажки. С помощью пособий производится развитие быстроты и ловкости детей, силы и выносливости. Для воспитания силы у детей берутся упражнения динамичные, не связанные с длительным однообразным напряжением. В подготовительной группе продолжаем организовывать прыжки в длину, метание в цель. Новым явилось упражнение по перетягиванию каната. У нас была веревка с узлами на концах, и дети, разделившись на команды, перетягивали ее.

Выносливость — способность выполнять физическую работу возможно более длительное время.

В младшем дошкольном возрасте воспитание выносливости специально не осуществляется.

Выносливость воспитывается, в основном, в подготовительной группе. Развивается она прежде всего в ходьбе, беге, прыжках подвижных играх и в самостоятельной деятельности. Для этого мы отмечали чертой дистанцию бега, и все дети должны были пробежать ее быстро, стараясь не отстать от товарищей.

Дистанция для бега в подготовительной группе увеличена до 30 метров, тогда как в средней — 20, в младшей — 10 метров. Учим правильному бегу — голову и туловище слегка наклонить, смотреть вперед, движения рук и ног согласованы.

Метание на дальность производится мешочком с песком весом 200г., для средней — 150г. Размеры — 7/11см. В подготовительной группе усложняются задания — не просто бросить, а бросить «из-за спины через плечо».

Совершенствуются движения с мячом.

Во время прогулки ежедневно проводятся подвижные игры. Мы стремимся к большой подвижности детей в этих играх. Содержание игр сочетаем с предшествующей и последующей деятельностью. После спокойных занятий мы проводим игры более подвижного характера и организуем их в начале прогулки, после музыкальных и физкультурных целесообразны игры средней подвижности. Они проводятся в середине и в конце прогулки. В связи с возросшими двигательными возможностями детей игры становятся более разнообразными, с более сложными движениями. Включаются игры, требующие проявления выдержки, известного волевого усилия, настойчивости и вместе с тем быстроты и ловкости движений («Совушка», «Быстро возьми, быстро положи»). Особенностью является то, что детям больше нравятся игры, где движения выполняются как можно быстрее или результат игры зависит от взаимодействия нескольких играющих.

В подготовительной группе дети знают многие игры, и воспитатель предоставляет возможность им самим рассказывать ход игры и основные правила. Дети этого возраста осознанно пользуются правилами, они понимают, что если правила нарушаются, то нарушается весь ход игры.

С большим интересом проводятся командные соревнования.

На прогулке мы отрабатываем те движения, которые разучивали на физкультурном занятии, закрепляем их в играх и в индивидуальных поручениях.

Ежедневно на прогулке дети выполняют трудовые поручения в индивидуальном порядке и коллективном. В осенне-летний период дети подбирают мусор на участке, удаляют ненужные предметы. В зимний период лопатками разгребают дорожки, уносят заледенелые комки, подсыпают снегом кусты.

Зимой основными пособиями на участке являются санки, лыжи, лопатки, клюшки. Расчищаем участок, создаем возможность игры в хоккей и делаем дорожки для скольжения. Особенно увлекательно катание на санках. Дети возят друг друга тройками, устраивают веселый санный поезд. Организуем катание с заданиями (проехать в «воротики», попасть снежком в цель и др.).

Одно из основных занятий — ходьба на лыжах. Совершенствуем передвижение скользящим шагом, показываем, как отталкиваться ногой, как делать поворот переступанием на месте. С удовольствием дети участвуют в играх на лыжах («Шире шаг», «Кто самый быстрый», «Не задень» и др.). Дети на прогулке много времени проводят в движении.

Двигательная активность способствует развитию быстроты, ловкости, выносливости, работоспособности. Активная прогулка на свежем воздухе укрепляет здоровье, что очень важно для любого человека, а для ребенка дошкольного возраста особенно.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Консультация для родителей «Роль физкультуры в физическом развитие ребенка» В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Человек
  • Лето
Автор публикации:
Увеличение двигательной активности детей на прогулке
Опубликовано: 25 января 2014 в 17:10
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...