МААМ-картинки

«В гостях у Авдотьи-Плющихи». Конспект интегрированного занятия в средней группе

Ирина Калашникова
«В гостях у Авдотьи-Плющихи». Конспект интегрированного занятия в средней группе

Программное содержание:

Формировать этнокультурную компетентность дошкольников: знакомить детей с бытом русского народа, календарно – обрядовым праздником Авдотья – Плющиха, Русскими обрядовыми куклами Авдотья, Веснянка.

Расширять представления детей о русском фольклоре, как части

Этнографического материала: знакомить с пословицами, поговорками, закличками.

Закреплять знания о весенних явлениях, о весенних полевых работах селян, расширять знания о способах ухода за растениями.

Активизировать словарь детей понятиями: плющится, закликать, чугунок.

Публикация «„В гостях у Авдотьи-Плющихи“, Конспект интегрированного занятия в средней группе» размещена в разделах

Воспитывать у детей русское гостеприимство, умение привечать гостей, осознание того, что дети являются частичкой России.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, его исполнению.

Предварительная работа:

Разучивание с детьми русских народных песенок: «Весенняя», «Приди весна красная».

Рассматривание альбома «Народный календарь».

Разучивание поговорок, пословиц, закличек о весне.

Рисование на тему «Весна красная».

Ход

Воспитатель в русском народном костюме.

Дети, почему я в русском костюме?

А вы почему так нарядились?

Правильно, потому что у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие в старину. А прийдет к нам в гости Авдотья– Плющиха.

Здравствуйте, гости дорогие!

Мои детки, что сладкие конфетки,

Что наливные яблочки щечки румяные,

Что бровки черные, как земля-матушка,

Что глазки бусинки, как вода чистая.

Посмотрите, нас уже ждут. А кто же это нас встречает? Да это же сама Авдотья_Плющиха (показать куклу в рост с человека).

Это русская обрядовая кукла. Ее делали в старину ваши прабабушки. Посмотрите, как она одета.

(У нее есть сарафан, платок, рубаха)

А сейчас так одеваются?

Молодцы. Она одета так же как одевались наши прабабушки.

Также я вас сегодня познакомлю с первым весенним праздником, почитаемом на Руси, который так и называется Авдотья-Плющиха. На Авдотью-Плющиху было принято весну привечать, закликать.

Скажите, кого Авдотья привечает?

Как вы думаете, почему Авдотью называют Плющиха, кто из вас знает?

Правильно, потому что снег ранней весной тает, плющится.

Какие признаки весны вы знаете?

(первые проталинки, тает снег, бегут ручьи, оседает снег, плющится, отсюда и имя Плющиха).

Молодцы, знаете приметы весны. Вот и в старину, дети отыскивали первые проталинки и с этих проталинок кликали весну:

«Приходи солнышко к нашим окошечкам».

Закличка - хоровод «Приди весна красная».

Воспитатель:

В народе существовала примета: «На Авдотью погоже – все лето пригоже». А кто из вас знает народные приметы весны?

Дети:

Пришел март с водой, будет апрель с травой.

Сухой март-плодородие, дождливый - неурожай.

Частые туманы в марте, будет дождливое лето.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.

Воспитатель:

Еще можно сказать:

Ранняя весна признак того, что летом будет много непогожих дней.

Посмотрите внимательно на Авдотью. Как вы думаете, зачем у нее ключи? (она хранит ключи от весны, весенних вод).

Посмотрите, вот они у нее висят на поясе. Скажите, какие ключи у Авдотьи?

Зачем они нужны? Правильно. Это ключи от весны, зима уходит, а весна приходит.

Авдотья руководит весной, захочет – даст весне дорогу, не захочет, прогневается – задержит, а то и морозы напустит.

А еще на Авдотью - Плющиху птиц закликали. Про Авдотью говорили: «Вот те на, приехала Свистунья».

Весной прилетают перелетные птицы. Птицы своим пением возвещали о приходе весны, своим свистом приманивали весну.

Давайте мы с вами возьмем свистульки и посвистим, позовем к нам весенних птиц, чтобы они быстрей прилетали и весну за собой вели. (дети свистят в свистульки).

Слышно пение птиц в записи.

Воспитатель:

Слышите, вот и птицы нас услыхали и прилетели. Каких птиц вы слышите? (дети называют)

Посмотрите, а Авдотья то пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла нам подарок. Это обрядовая кукла называется Веснянка.

В день прихода весны было принято делать такие весенние обрядовые куклы – Веснянки. Эта кукла символ весенней красоты, силы, плодородия. Считалось, что она приносит богатство, помогает людям вырастить хороший урожай. Дети выходили на улицу, находили большое дерево, вешали на него Веснянок, тем самым, приглашая весну в гости.

Давайте и мы с вами выйдем русской красавице березке, развесим Веснянок и закличем весну.

На Авдотью запевали Веснянки и пели их до Троицина дня.

В народе считали, что если возле дерева с Веснянками водить хороводы, песни петь, играть, то и весна скорее придет. (дети развешивают Веснянок и говорят знакомые заклички).

Песня – закличка «Весенняя».

А еще на Авдотью – Плющиху сеяли капусту. Считалось, что капусту, посеянную в этот день, не тронет запоздалый мороз. На Авдотью начинались весенние полевые работы.

Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоят горшок с землей, лейка, грабли, салфетка, чугунок.

Скажите, а куда мы будем сеять семена капусты?

Выполнение трудовых действий, сопровождаемые рассказом воспитателя.

Что капусте нужно для хорошего роста?

А какой водой лучше полить семена?

Молодцы. Знаете, что лучше всего их полить талой, весенней водой, собранной в праздник Авдотьи – Плющихи.

На Руси было принято посеянные семена накрывать чугунком, а сверху чугунок покрывать салфеткой. А чтобы капуста выросла сочной, хрустящей, вкусной, нужно ее заговорить.

«Расти, расти, капустка,

Расти, расти большая,

Не будь голенаста, а будь пузаста».

Ваши прабабушки, прадедушки умели трудиться, но и умели отдыхать».

Устали? Хотите отдохнуть?

Давайте с вами поиграем в русскую народную игру: «Капуста».

Водящий, выбранный по жребию, считалочке, ходит вокруг детей. Дети стоят в кругу. В центре дети, изображающие капусту и деда. Дети поют песню и выполняют соответствующие движения:

Капуста, капуста!

Кто тебя посадил?

Паливанова жена

При дорожке жила,

Капусту саживала,

Угораживала, От мороза укрывала,

От солнышка поливала.

Водящий обращается к деду с вопросом: «Дедка, дедка, поспела капуста?» Если дед отвечает, что поспела, то водящий бежит ее тащить (иногда зовет к себе на подмогу других ребят). Если дед отвечает, что не поспела, что надо полить, прополоть, дети, исполняют песенку еще раз.

Итог:

Ну вот и закончился праздничный день Авдотьи – Плющихи.

С каким праздником мы сегодня познакомились?

Каких обрядовых кукол она нам подарила?

Зачем в этот день развешивали на деревьях Веснянок?

Что принято было делать на Авдотью – Плющиху?

Давайте попрощаемся с нашей гостьей и будем ждать ее на следующий год.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия: «Праздник птиц — Сороки» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать знакомить детей с обрядовым праздником посвященным встречи весны и прилету птиц. Воспитывать любовь.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Автор публикации:
«В гостях у Авдотьи-Плющихи». Конспект интегрированного занятия в средней группе
Опубликовано: 25 марта 2013 в 20:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД