Открытое занятие в подготовительной группе «В мире сказок»

Вера Кормилицына
Открытое занятие в подготовительной группе «В мире сказок»

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые.

Сегодня, в очередной раз, мы собрались на занятие в нашем уютном, светлом зале. А о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней, чем наши волшебные, добрые СКАЗКИ.

-Действительно ли вы любите сказки?

-А как вы думаете, только дети любят сказки?

Я думаю, что нет такого человека на земле, который бы не знал и не любил сказки. Помню, как мне мама читала сказки, потом я сама научилась читать и уже я читала сказки моей старенькой и неграмотной бабушке, и не раз перечитывала ей ее любимую сказку «О мертвой царевне и семи богатырях». Потом уже читала сказки народов нашей страны и зарубежные сказки. Недавно прочитала итальянские сказки, очень интересные и непохожие на наши. И вам советую их почитать.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

-А что такое сказка?

Сказка - это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Сказка – это древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

Сказка – одна из наиболее богатых и ярких форм народного творчества.

Сказки – это вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа, воплощенная в слове. Сказки воплощают в себя мечты о доброй, справедливой жизни, а их положительные герои, люди мужественные и благородные совершают подвиги во имя любви, красоты, правды.

Давайте вспомним, какие бывают сказки? Сказки, во-первых, бывают авторские и народные. Само название авторские, говорит о том, что эти сказки придумал и записал один автор. Давайте вспомним авторов, которые писали сказки? Это А. С. Пушкин, Шарль Перро, Андерсен, братья Гримм, Бажов, Жуковский, Чуковский, Афанасьев, Мамин - Сибиряк и другие.

Но сегодня мы не будем говорить об авторских сказках, а остановимся на народных сказках.

-Прежде всего, почему сказки называются народными?

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уста в уста, из поколения в поколения. У каждого народа свои сказки. Сегодня будем говорить о русских народных сказках и вспомним какие они бывают.

Существует три вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.

Волшебные сказки - это сказки, где происходят всевозможные приключения, превращения, волшебство, где человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба – Яга, Змей Горыныч. Все в них фантастично.

-_Какие волшебные сказки, вы знаете? («Гуси - Лебеди», «По – щучьему велению», «Два Мороза», «Жар – птица и Василиса – царевна», «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Сказка об Иване –царевичи и сером волке», «Царевна – лягушка».

Второй вид сказок – это бытовые сказки, которые передают быт, обстоятельства народной жизни. Все в этих сказках обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В них нет приключений, превращений, очень мало необычного. Герои простые люди.

-Какие бытовые сказки, вы знаете? («Глупый мужик», «Дурак и береза», «Как Иван – дурак дверь стерег», «Курочка – Ряба», «Жадная старуха», «Наговорная Водица», «Неумелая жена» и другие.

-Так, мы с вами поговорили о волшебных сказках, о бытовых. А о каком виде русских народных сказках мы еще не сказали?

-Правильно, сказки о животных. В этих сказках

действующими лицами являются животные, дикие и домашние, птицы и рыбы. Отношения между ними очень похожи на отношения между людьми. Да и характеры зверей похожи на характеры людей. Например, мы говорим: хитер как лисица, голоден как волк, труслив как заяц, болтлив как сорока.

_А какие сказки о животных вы знаете? («Волк и семеро козлят», «Волк и коза», «Журавль и цапля», «Как лиса училась летать», «Петух и курица», «Колобок», «Три медведя», «Битый небитого везет», «Лиса и кувшин».

- Молодцы. Тут на днях встретила Незнайки и на мой вопрос: «Какие он знает сказки он ответил, но как всегда сделал много ошибок. Нам надо восстановить подлинное название сказок. Давайте выясним, есть ли среди нас незнайки. Работаем по цепочке.

Петушок – золотой Голосок.

Волк и семеро Ягнят.

Иван – царевич и серый Пес.

Даша и медведь.

Утки-лебеди.

Петушок – Ряба.

По-рыбьему велению.

Царевна - индюшка.

Лапша из топора.

Молодцы! Я довольна, среди нас незнаек нет.

- Сказка, сказка прибаутка

Рассказать ее не шутка

Чтобы сказочка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу и стар и мал

От нее не задремал.

Сказку мы сейчас покажем.

Все готовы. В добрый час

Начинаем наш рассказ!

Инсценировка русской народной сказки «Каша из топора».

-Сказка у нас получилась занимательная,

Поучительная, да воспитательная

С интересными моментами

Поблагодарим мы вас аплодисментами.

А сейчас обсудим увиденное.

-Прежде всего, хочу спросить, к какому виду сказки относится данная сказка?

-Почему? (Нет волшебства, нет приключений, превращений, герои простые люди, нет волшебных вещей).

-Можем ли мы представить, что такое в действительности могло произойти?

(Можем, но только здесь мы видим преувеличение глупости).

-Назовите действующие лица.

-На какие две группы их можно разделить? Положительн. и отрицательные.

-Кто является положительным героем?

-Кто отрицательным героем?

-Что можно сказать о характере старухи? Какая она? (жадная, хитрая, негостеприимная, глупая, вредная).

-А солдат какой? (Сообразительный, простой, умный, находчивый, смекалистый, опытный, жизнерадостный, неунывающий, с чувством юмора, веселый, справедливый)

-Почему он так поступил? Решил пошутить и посмеяться над бедной старушкой? Воин - защитник?

-Правильно ли он поступил? (Преподал ей урок)

-Вы знаете, каждая сказка нас чему - то учит. Сказки нас учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и сильными. Они учат нас как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину, помогать и защищать слабых. Выдуманный мир сказок всегда несет с собой мудрую мысль. Недаром говорят «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

--Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? (Не обманывать, не лгать, быть гостеприимными, делится с другими)

Надо сказать, что на Руси всегда были рады гостю. Говорили «Хоть не богат, но гостю рад», «Гость в дом, Бог в дом». Верили, что вместе с гостем приходит в дом счастье, достаток. Гостя сажали на самое лучшее место за столом и старились угостить повкуснее. Говорили «Пошли в дом гостей, и хозяин будет сытней».

Посмотрите на нашу ширму. Вы видите здесь несколько русских пословиц.

Вам надо назвать пословицы, подходящие к нашей сказке.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Как аукнется, так и откликнется.

Жадность последнего ума лишает.

Старанье и труд к счастью ведут.

Догадка и смекалка не хуже разума.

От себя еще могу добавить и еще одну «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». Бабка хотела обмануть солдата, но сама была обманута.

И еще жадной старухе напомнил солдат «Скупой платит дважды», он же к тому же и топор у нее унес.

-А как вы думаете трудно придумать сказку? А вы пробовали?

Когда мой сын учился в начальной школе, учительница задала домашнее задание написать сказку. «Глаза боятся, а руки делают», двойку то не охота получить и написал. Надо сказать, что почти все дети написали сказки, и сказки получились такими интересными, что учительница издала их в небольшой книжечке. Я предлагаю и нам попробовать написать свои сказки, а на следующих уже занятиях будем говорить об авторских сказках и ваших тоже.

А сейчас, чтобы не откладывать творческую работу в долгий ящик и уже сейчас почувствовать себя творцами предлагаю написать синквейн. Что такое синквейн вы уже знаете, знаете и как его писать. Хочу пригласить к этой работе и наших дорогих педагогов. Напомню, что синквейн французское слово, произошедшее от французского синк т. е. пять. Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной заданности каждой строки. Дорогие педагоги получите памятку как писать синквейн. И через 5 минут мы поделимся нашим творчеством. Рекомендую работать в группах или парах. Ничего страшного и сложного, мы с детьми уже писали, и надо сказать получились они у всех без исключения. Тему можете взять любую, что у вас сейчас на душе (осень, работа, любовь, наше занятие, педсовет) Присоединяйтесь.

И в конце нашего занятия хочу вам искренне пожелать:

Мои юные друзья! Бери с собой в дорогу

Своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

Читайте сказки и верьте в чудеса, ведь они происходят на самом деле!

Публикации по теме:

Совместное проведение физкультурно-речевых занятий в детском саду. 06. 12. 2012 г., в рамках городского семинара-практикума " Интеграция ОО "Физической культуры" с другими образовательными областями", было.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Открытое занятие в подготовительной группе «В мире сказок»
Опубликовано: 13 июня 2013 в 21:06
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...