В помощь родителям. Практика логопеда «Тренируем руки — развиваем речь»

Екатерина Гаврилюк
В помощь родителям. Практика логопеда «Тренируем руки — развиваем речь»

Мы с мячом играем,

Пальцы укрепляем,

Руки тренируем,

Речь мы формируем.

Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Неслучайно считаются самыми любимыми из игр – практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лука – ремешков, сделанных из коры березы. Липы или ивы. Такие мячи внутри были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Настоящие же, резиновые мячи, могли позволить себе только дети самых богатых семей.

• Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом, и выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного качества, размера, цвета – на любой вкус. Как правило, более всего ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Такие игры не требуют длительной подготовки и не займут у вас много времени:

• «Маме мяч бросай и животных называй»

• «Папе мяч давай, четко фрукты называй»

• «Маме мяч отдай, транспорт быстро называй»

• «Животные и детеныши»

Человеческие дети знают всех детей на свете (у тигра – тигренок, у медведя – медвежонок, у льва – львенок)

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Кто живет в дупле? Белка

Кто живет в скворечнике? Скворец.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки, сойки и т. д.

Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечко приласкай.

Стол – столик, ключ – ключик, шапка – шапочка, белка – белочка, книга – книжечка, ложка – ложечка, голова – головушка.

«Из чего сделано»

Мама, бросая ребенку мяч, говорит: «Вот предмет. А из чего люди его сделали?»

Рукавички из кожи, а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Рукавички из меха – меховые, тазик из меди – медный, рукавички из шерсти – шерстяные. Стакан из стекла – стеклянный. Ваза из хрусталя – хрустальная…

«Чья голова?»

Папа бросает мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…». Ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья».

Примеры: у рыси голова – рысья, у рыбы – рыбья, у кошки – кошачья, у сороки – сорочья, у зайца – заячья, у утки – утиная…

Игра «Лови да бросай, цвета называй»

Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.

Желтый цыпленок, солнце, репа…

Зеленый – огурец, трава, лес…

Голубой – небо, лед, незабудки…

• «Один – много»

Мы волшебники немного: был один, а стане много.

Стол – столы, стул – стулья, двор – дворы, кол – колья, нос – носы…

«Кто кем был?»

Папа, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос кем (чем) был раньше названный объект:

Цыпленок – яйцом, хлеб – мукой, шкаф – доской, лошадь – жеребенком, корова – теленком, дуб – желудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей…

Уважаемые родители!

Речевое дыхание является одним из главных условий здоровья наших детей. Предлагаем вашему вниманию занятия, включающие в себя дыхательные упражнения, имеющие оздоровительную направленность.

Умение пользоваться дыханием ребенок:

- говорит четко, внятно

- не употребляет речевых протяжек (-м-м-м, -а-а-а)

- дышит носом

- не захватывает воздух в середине слова

- распределяет речевое дыхание равномерно от начала предложения до конца.

«Ветер и листья»

После вдоха ребенок задерживает дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносит звук «ф». затем на выходе произносит звук «п» несколько раз, делая ступенчатый выдох (т. е. в несколько приемов, начиная с двух выдохов и доводим до 5-6). Постепенно отпускаем руки вниз.

«Подуй на пальцы»

Ребенок складывает пальцы в щепоть, подносит их ко рту и сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими выдохами, энергично работая мышцами живота.

«Ветер»

Дует легкий ветерок –ф-ф-ф

И качает так листок –ф-ф-ф

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый –а-а-а

Рябиновый –и-и-и

Березовый –о-о-о

Дубовый –у-у-у

Дети как можно дольше должны произносить гласные звуки, распределяя речевое дыхание, не допускайте лихорадочное захватывание воздуха.

«Пчела»

Взрослый: «Пчелка, гуди!»

Легко взмахивает кистями рук.

«В поле лети

С поля лети –

Медок неси

Ж-ж-ж… Ам!»

Продолжаем движение кистями, продолжительно говорим звук –д-д-д, ударяя кулачками друг о друга.

Это упражнение не только учит ребенка правильно распределять речевое дыхание, но и подготавливает артикуляционный аппарат к овладению звуком Р.

«Самолет летит»

Дети долго произносят звук «У» меняя силу.

Если самолет летит далеко, мы разводим руки в стороны и делаем звук тихим.

Когда самолет близко, приближаем ладони друг к другу и усиливаем звучание.

Всего Вам доброго!

Публикации по теме:

Игры с мячом для закрепления звукопроизношения Игры с мячом весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Использование мяча в логопедической практике дает хорошие результаты.

Советы родителям «Тренируем руки — развиваем речь» Мы с мячом играем, Пальцы укрепляем, Руки тренируем, Речь мы формируем. Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
В помощь родителям. Практика логопеда «Тренируем руки — развиваем речь»
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 11:29
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...