В помощь родителям. Практика логопеда «Тренируем руки — развиваем речь»

Екатерина Гаврилюк
В помощь родителям. Практика логопеда «Тренируем руки — развиваем речь»

Мы с мячом играем,

Пальцы укрепляем,

Руки тренируем,

Речь мы формируем.

Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Неслучайно считаются самыми любимыми из игр – практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лука – ремешков, сделанных из коры березы. Липы или ивы. Такие мячи внутри были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Настоящие же, резиновые мячи, могли позволить себе только дети самых богатых семей.

• Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом, и выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного качества, размера, цвета – на любой вкус. Как правило, более всего ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Такие игры не требуют длительной подготовки и не займут у вас много времени:

• «Маме мяч бросай и животных называй»

• «Папе мяч давай, четко фрукты называй»

• «Маме мяч отдай, транспорт быстро называй»

• «Животные и детеныши»

Человеческие дети знают всех детей на свете (у тигра – тигренок, у медведя – медвежонок, у льва – львенок)

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Кто живет в дупле? Белка

Кто живет в скворечнике? Скворец.

Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки, сойки и т. д.

Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечко приласкай.

Стол – столик, ключ – ключик, шапка – шапочка, белка – белочка, книга – книжечка, ложка – ложечка, голова – головушка.

«Из чего сделано»

Мама, бросая ребенку мяч, говорит: «Вот предмет. А из чего люди его сделали?»

Рукавички из кожи, а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Рукавички из меха – меховые, тазик из меди – медный, рукавички из шерсти – шерстяные. Стакан из стекла – стеклянный. Ваза из хрусталя – хрустальная…

«Чья голова?»

Папа бросает мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…». Ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья».

Примеры: у рыси голова – рысья, у рыбы – рыбья, у кошки – кошачья, у сороки – сорочья, у зайца – заячья, у утки – утиная…

Игра «Лови да бросай, цвета называй»

Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.

Желтый цыпленок, солнце, репа…

Зеленый – огурец, трава, лес…

Голубой – небо, лед, незабудки…

• «Один – много»

Мы волшебники немного: был один, а стане много.

Стол – столы, стул – стулья, двор – дворы, кол – колья, нос – носы…

«Кто кем был?»

Папа, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос кем (чем) был раньше названный объект:

Цыпленок – яйцом, хлеб – мукой, шкаф – доской, лошадь – жеребенком, корова – теленком, дуб – желудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей…

Уважаемые родители!

Речевое дыхание является одним из главных условий здоровья наших детей. Предлагаем вашему вниманию занятия, включающие в себя дыхательные упражнения, имеющие оздоровительную направленность.

Умение пользоваться дыханием ребенок:

- говорит четко, внятно

- не употребляет речевых протяжек (-м-м-м, -а-а-а)

- дышит носом

- не захватывает воздух в середине слова

- распределяет речевое дыхание равномерно от начала предложения до конца.

«Ветер и листья»

После вдоха ребенок задерживает дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносит звук «ф». затем на выходе произносит звук «п» несколько раз, делая ступенчатый выдох (т. е. в несколько приемов, начиная с двух выдохов и доводим до 5-6). Постепенно отпускаем руки вниз.

«Подуй на пальцы»

Ребенок складывает пальцы в щепоть, подносит их ко рту и сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими выдохами, энергично работая мышцами живота.

«Ветер»

Дует легкий ветерок –ф-ф-ф

И качает так листок –ф-ф-ф

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый –а-а-а

Рябиновый –и-и-и

Березовый –о-о-о

Дубовый –у-у-у

Дети как можно дольше должны произносить гласные звуки, распределяя речевое дыхание, не допускайте лихорадочное захватывание воздуха.

«Пчела»

Взрослый: «Пчелка, гуди!»

Легко взмахивает кистями рук.

«В поле лети

С поля лети –

Медок неси

Ж-ж-ж… Ам!»

Продолжаем движение кистями, продолжительно говорим звук –д-д-д, ударяя кулачками друг о друга.

Это упражнение не только учит ребенка правильно распределять речевое дыхание, но и подготавливает артикуляционный аппарат к овладению звуком Р.

«Самолет летит»

Дети долго произносят звук «У» меняя силу.

Если самолет летит далеко, мы разводим руки в стороны и делаем звук тихим.

Когда самолет близко, приближаем ладони друг к другу и усиливаем звучание.

Всего Вам доброго!

Публикации по теме:

Игры с мячом для закрепления звукопроизношения Игры с мячом весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Использование мяча в логопедической практике дает хорошие результаты.

Советы родителям «Тренируем руки — развиваем речь» Мы с мячом играем, Пальцы укрепляем, Руки тренируем, Речь мы формируем. Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
В помощь родителям. Практика логопеда «Тренируем руки — развиваем речь»
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 11:29
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...