Получи документы

Игры и упражнения для профилактики речевых нарушений

Ульяна Николаевна Сизова
Игры и упражнения для профилактики речевых нарушений

Артикуляционная гимнастика

– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц и артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель Артикуляционной гимнастики

- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Публикация «Игры и упражнения для профилактики речевых нарушений» размещена в разделах

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое – то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок.

Дыхательная гимнастика

Цель дыхательной гимнастики - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре профилактики с детьми, младшего дошкольного возраста. Особенно важную роль дыхательная гимнастика играет при профилактике и коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия.

Методика выполнения дыхательных упражнений

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении. Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу.

Методика выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Будьте внимательны к самочувствию ребенка!

Если Вы заметили, что его дыхание учащено, он резко побледнел или покраснел или начал жаловаться на покалывания в ногах или кистях рук, значит, Вы перестарались. В обязательном порядке прерываем занятие и делаем такое упражнение для восстановления: ладошки складываем «ковшиком», накрываем ими лицо и 2-3 раза в них дышим, медленно и глубоко. После этого, по самочувствию малыша принимаем решение, либо продолжаем гимнастику, либо переносим занятие на завтра.

Примеры дыхательных упражнений

«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева, на которую предлагается дуть.

«Хомячок.»

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Так же как и артикуляционную гимнастику, данные упражнения можно сопровождать иллюстрациями.

«Бабочка» (снежинки, листики)

Предложите ребенку помочь бабочке (пчелке и т. п.) полететь.

Подвесьте на ниточку картинку с изображением) из легкой бумаги или фигурку. Попросите ребенка глубоко вдохнуть через нос и потихоньку выдыхать через рот (губы сложены в трубочку, так чтобы фигурка сначала потихоньку полетела, затем сильнее, а затем резко поднялась вверх.

Следите за тем, чтобы щеки ребенка не надувались.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Пальчиковые игры. Методика их проведения. [/u]

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики

Игра с прищепками

Для этой игры понадобятся, обычные бельевые прищепки и фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник). Прикрепить прищепки по периметру фигурки.

Игра «Лыжи»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

Игра «Пуговки»

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Игра «Карандашик»

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

Игра «Шнуровка»

Шнурки продеваются через отверстия в игрушке. Шнуровки могут быть разные. (Дерево, цветочки и т. д)

Счетные палочки

Выкладывание фигурок из счетных палочек.

Игра «Золушка»

Насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка брать их большим и средним пальцем, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Соленое тесто и крупа

Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для профилактики речевых нарушений
Опубликовано: 22 октября 2013 в 09:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД