Пособие по формированию фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматического строя речи «Звуковая гирлянда»

Жанна Теплова
Пособие по формированию фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматического строя речи «Звуковая гирлянда»

Формирование фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматического строя речи важная составляющая процесса подготовки ребенка к школе, требующая особого внимания, разнообразных форм и методов работы.

Методическая ценность данного пособия заключается в подборе разнообразного практического материала. При использовании «Логопедической гирлянды» ребенок активно действует с предметами: разбирает, собирает, сортирует, соединяет, разъединяет детали, тем самым у него активизируются мыслительные процессы

Данное пособие имеет практическую значимость для педагогов коррекционных и массовых групп ДОУ. Может быть использовано при индивидуальной и групповой форме обучения.

Учебно-методическое пособие «Звуковая гирлянда».

Пособие по формированию фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматического строя речи «Звуковая гирлянда»

Автор: Теплова Жанна Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 17 «Ручеёк» комбинированного вида» МО «Северодвинск».

Цель пособия: формировать фонетико-фонематические представления, лексико-грамматической строй речи.

Задачи:

образовательные

1. Учить выделять заданный звук в слове (гласный, согласный).

2. Упражнять детей дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости.

3. Закреплять называния цветов и умение соотносить цвет изображения с цветом эталона.

4. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

5. Формировать понятие «ряд».

развивающие

1. Развивать у детей память, мышление, внимание.

2. Развивать мелкую моторику рук, посредством манипуляций с прищепками.

воспитательные

1. Воспитывать умение выполнять правила игры.

2. Воспитывать умение играть вместе.

Описание игры

Игра предназначена для детей 4 – 6 лет, представляет собой набор карточек, 3 цветные пластмассовые лампочки (красная, зелёная, синяя) со светодиодами, набор бельевых прищепок красного, зелёного и синего цветов (количество не ограничено, бельевой шнур.

«Гласный звук, отзовись!»

Первый вариант: педагог раздаёт детям картинки. Спрашивает: «У кого есть предмет, название которого начинается с гласного звука А?». Тот, у кого есть такая картинка, прикрепляет её на верёвочку рядом с красной лампочкой. Если ребёнок выполняет задание верно, лампочка загорается. Аналогично проводится на гласные: О, У, И, Э.

Второй вариант: педагог раздаёт детям картинки. Спрашивает: «У кого есть предметы, название которых начинаются с гласных звуков?». Дети, у которых есть такие картинки, прикрепляют их на верёвочку рядом с красной лампочкой. После выполнения задания, красная лампочка загорается.

«Согласный звук, отзовись!»

Первый вариант: ребёнок подбирает и называет карточки с заданным согласным и прикрепляет её на верёвочку рядом

• с синей лампочкой - с твёрдым согласным.

• с зелёной лампочкой – с мягким согласным.

Вариант второй: ребёнок подбирает и называет карточки, затем по очереди прикрепляет их на верёвочку, в зависимости от наличия согласных звуков в начале слова (середине, конце)

• к синей лампочке - с твёрдыми согласными.

• к зелёной лампочке – с мягкими согласными.

«Раз, два, три, не ленись, по цвету становись!»

Педагог предлагает прикрепить картинки с изображением предметов к лампочке того же цвета, проговаривая чётко окончания слов (прилагательных). Усложнение: можно составлять предложения с отработанными словосочетаниями.

«Раз, два, три, не ленись, в ряд становись!»

Педагог оставляет на шнуре одну лампочку – красную. Ребёнок располагает карточки слева направо от лампочки (ориентира). Дети по очереди прикрепляют картинки, формируя заданный ряд: геометрических фигур, цифр, букв, игрушек и т. д. Затем воспитанникам предлагается ответить на вопросы:

- Как висят игрушки? (Игрушки висят в ряд).

- Где висит кукла? (Кукла висит в середине ряда).

- Где висит мяч? (Мяч висит в конце ряда).

Важно помнить, что понятие «ряд» лежит в основе таких процессов, как чтение и письмо.

И, наконец, последнее. Сама проблема создания учебно-игрового оборудования не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к детям. Этому надо учиться.

Публикации по теме:

Презентация опыта работы по коррекции ФФН рЕчи у детей с ОНР. Актуальность выбранной темы. Оснащение ДОУ современным оборудованием. Коррекция фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР. Развитие фонематических.

Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы»Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме "Домашние птицы". 2. формирование лексико-грамматического строя речи.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Пособие по формированию фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматического строя речи «Звуковая гирлянда»
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 15:33
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Логопедический выпуск «Бюро путешествий «Солнцетур»
В апреле в нашем детском саду прошел логопедический выпуск трех групп. Каждый ребенок представлял свою страну и о ней читал стихотворение. В конце три группы...
Фоторепортаж с парада «9 Мая — День победы»
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Уходит поколение, вынесшее...
Фотоотчет проекта «Цветочная рассада».
Познавательно исследовательский проект « Цветочная рассада». ( Средняя группа. Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию фотоотчет познавательно...
Мастер-класс по аппликации с элементами пластилинграфии «Дождик, дождик, мой дружок!»...
Предлагаю интересный вариант, как можно занять детей в вечернее время. Для работы вам понадобиться: шаблон зонтика, самоклеящаяся бумага – желтого,...
Конструктор «Велькрошка» из застёжек-липучек
Два года назад готовясь к городскому семинару «Шаг в мир детской игры» обратилась к интернету, у автора Олеси Емельяновой нашла этот вариант...