Лучший педагог года

Вариативная часть. Организация кружковой работы в ДОУ

Ксения Клют
Вариативная часть. Организация кружковой работы в ДОУ

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был талантливый взрослый.

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением ФГОС к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

Публикация «Вариативная часть, Организация кружковой работы в ДОУ» размещена в разделах

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки (секции, студии) как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

- Уставом ДОУ,

- Образовательной программой ДОУ,

- Положением о кружке (студии, секции,

- программой кружка (студии, секции,

- планом работы кружка (студии, секции) на год,

- списком детей (на каждую группу отдельно,

- расписанием занятий,

- материалами контроля качества (результативностью) работы кружка.

В нашем детском саду выработана система кружковой работы. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц по 30 минут во 2 половине дня. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т. д.

Сотрудничество и сотворчество педагога и детей построено на основе:

– Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;

– Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;

– Добровольного участия на занятиях кружка;

– Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;

– Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;

– Игрового характера подачи любого материала;

– Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.

В данный момент в нашем детском саду осуществляется работа 5 кружков. Руководителями кружков являются специалисты.

1. «Волшебный мир природного материала» - руководитель Емченко Е. А.

Цели и задачи кружковой работы.

1. Развитие творческих способностей детей, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи:

• развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, возможность добиваться более совершенных результатов;

• учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

• учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности детей;

• воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

2. «Веселый каблучок» - руководитель Емченко И. В.

Цель:

• развитие ребенка.

• формирование средствами музыки и ритмические движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи:

1. Развитие музыкальности.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.

4. Развитие и тренировка психических процессов.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

3. «Оригами» - руководитель Апешева А. А.

Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

4. «Музыкальная мозайка»- руководитель Клют К. Г.

Цель: занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы, её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Необходимо обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать перед другими, развить координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносливость.

Задачи:

учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

развивать основы музыкальной культуры;

развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);

учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

развивать творческие способности в области искусства танца: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

5. «Волшебная бусинка»- руководитель Емченко И. В.

Цель: Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.

Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам – День воспитателя, Новый год, 8 Марта и т. д.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Программы кружков написаны в соответствии с требованиями, представленными в методическом пособии, рекомендованном Министерством образования Российской Федерации. У руководителей кружков имеется :

-Перспективный план работы на текущий год.

-Список детей, утвержденный заведующим учреждения.

-Табель посещаемости воспитанников.

-Заявление от родителей.

-Дидактический материал.

-Результаты диагностики за время ведения кружка.

-План работы с родителями.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии физического и творческого потенциала. Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться и начинает творить.

При организации деятельности кружков детский сад учитывает:

- интересы детей и родителей добровольность выбора ими кружка;

- возрастные особенности детей;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

Кружки не являются платными, проводятся в рабочее время руководителями кружков.

В начале каждого учебного года проводится социальный опрос на предмет выявления социального заказа родителей /их законных представителей/ на представление Учреждением бесплатных образовательных услуг.

В кружковую деятельность мы привлекаем родителей. Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работают кружки, дети и взрослые находят все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовый, природный материал и др.

Среди родителей на начало года был проведё н опрос: «Какие кружки, хотел бы посещать ваш ребёнок во время его пребывания в детском саду?»

Были получены следующие результаты: музыкально-танцевальные- 27%;

художественно-эстетические- 24,6%; спортивно-развивающие – 32%;

другое (творческое-16,4%)

Руководители кружков организуют деятельность в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 4 до 7 лет.

Деятельность кружков проводится в специально оборудованных помещениях, это может быть: музыкальный зал, комната творчества.

Одна из главных задач наших педагогов – создать условия для развития нормальных отношений с семьей, а это может быть достигнуто только при совместной деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в разных формах:

- Организованные занятия

- Экскурсии

- Тематические прогулки

- Индивидуальные занятия

- Выставки

- Концерты

- Развлечения, досуги

- Участие в конкурсах

- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов Учреждения

- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, концерты для родителей /их законных представителей/.

Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка в конце года на заседании итогового педагогического Совета. Контроль за деятельностью кружков осуществляет заведующий Учреждения.

Каждый руководитель кружка отслеживает результаты своих выпускников.

Совместное творчество детей с родителями развивает нравственные качества и сближает детей с родителями.

Публикации по теме:

Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками ДОУ Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как.

Консультация «Организация физкультурно-оздоровительной работы у детей с нарушениями речи в ДОУ» «Организация физкультурно-оздоровительной работы у детей с нарушениями речи в ДОУ с применением современных здоровьесберегающих технологий».

Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаОрганизация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Младший возраст: Цель: раскрыть детям мир природы, пробудить интерес к ней, формировать бережное отношение ко всему живому и вводить в игры.

Здоровьесберегающее пространство в ДОУ и организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми Актуальность темы Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние.

Деловая игра для педагогов «Организация здоровьесберегающей работы в ДОУ» Деловая игра для педагогов «Организация здоровьесберегающей работы в ДОУ» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах.

Организация работы с детьми в Центре игровой поддержки ребенка в ДОУ .

Организация работы секторных развивающих центров в условиях ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Белоснежка" муниципального образования город Ноябрьск Тема: Организация.

Перспективно-тематический план по окружающему миру. Вариативная часть программы (средний дошкольный возраст) № Месяц Тема занятия Цель занятия Источник 1. Сентябрь 1. «От шалости до беды» (беседа) Дать представления о возможных негативных последствиях.

Портфолио учителя-логопеда (вариативная часть) .

Сопроводительное письмо к презентации «Организация кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Аюна» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативная часть. Организация кружковой работы в ДОУ
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 11:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД