Вариативная часть. Организация кружковой работы в ДОУ

Ксения Клют
Вариативная часть. Организация кружковой работы в ДОУ

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был талантливый взрослый.

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением ФГОС к структуре основной образовательной программы меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки (секции, студии) как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

- Уставом ДОУ,

- Образовательной программой ДОУ,

- Положением о кружке (студии, секции,

- программой кружка (студии, секции,

- планом работы кружка (студии, секции) на год,

- списком детей (на каждую группу отдельно,

- расписанием занятий,

- материалами контроля качества (результативностью) работы кружка.

В нашем детском саду выработана система кружковой работы. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц по 30 минут во 2 половине дня. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т. д.

Сотрудничество и сотворчество педагога и детей построено на основе:

– Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;

– Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;

– Добровольного участия на занятиях кружка;

– Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;

– Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;

– Игрового характера подачи любого материала;

– Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.

В данный момент в нашем детском саду осуществляется работа 5 кружков. Руководителями кружков являются специалисты.

1. «Волшебный мир природного материала» - руководитель Емченко Е. А.

Цели и задачи кружковой работы.

1. Развитие творческих способностей детей, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи:

• развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, возможность добиваться более совершенных результатов;

• учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

• учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности детей;

• воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

2. «Веселый каблучок» - руководитель Емченко И. В.

Цель:

• развитие ребенка.

• формирование средствами музыки и ритмические движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи:

1. Развитие музыкальности.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.

4. Развитие и тренировка психических процессов.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

3. «Оригами» - руководитель Апешева А. А.

Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

- Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

- Воспитывать интерес к искусству оригами.

- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

4. «Музыкальная мозайка»- руководитель Клют К. Г.

Цель: занятий ритмикой в детском саду состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы, её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения. Необходимо обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать перед другими, развить координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносливость.

Задачи:

учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

развивать основы музыкальной культуры;

развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);

учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

развивать творческие способности в области искусства танца: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования — соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

5. «Волшебная бусинка»- руководитель Емченко И. В.

Цель: Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.

Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам – День воспитателя, Новый год, 8 Марта и т. д.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Программы кружков написаны в соответствии с требованиями, представленными в методическом пособии, рекомендованном Министерством образования Российской Федерации. У руководителей кружков имеется:

-Перспективный план работы на текущий год.

-Список детей, утвержденный заведующим учреждения.

-Табель посещаемости воспитанников.

-Заявление от родителей.

-Дидактический материал.

-Результаты диагностики за время ведения кружка.

-План работы с родителями.

Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии физического и творческого потенциала. Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться и начинает творить.

При организации деятельности кружков детский сад учитывает:

- интересы детей и родителей добровольность выбора ими кружка;

- возрастные особенности детей;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

Кружки не являются платными, проводятся в рабочее время руководителями кружков.

В начале каждого учебного года проводится социальный опрос на предмет выявления социального заказа родителей /их законных представителей/ на представление Учреждением бесплатных образовательных услуг.

В кружковую деятельность мы привлекаем родителей. Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работают кружки, дети и взрослые находят все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовый, природный материал и др.

Среди родителей на начало года был проведён опрос: «Какие кружки, хотел бы посещать ваш ребёнок во время его пребывания в детском саду?»

Были получены следующие результаты: музыкально-танцевальные- 27%;

художественно-эстетические- 24,6%; спортивно-развивающие – 32%;

другое (творческое-16,4%)

Руководители кружков организуют деятельность в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 4 до 7 лет.

Деятельность кружков проводится в специально оборудованных помещениях, это может быть: музыкальный зал, комната творчества.

Одна из главных задач наших педагогов – создать условия для развития нормальных отношений с семьей, а это может быть достигнуто только при совместной деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в разных формах:

- Организованные занятия

- Экскурсии

- Тематические прогулки

- Индивидуальные занятия

- Выставки

- Концерты

- Развлечения, досуги

- Участие в конкурсах

- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов Учреждения

- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, концерты для родителей /их законных представителей/.

Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка в конце года на заседании итогового педагогического Совета. Контроль за деятельностью кружков осуществляет заведующий Учреждения.

Каждый руководитель кружка отслеживает результаты своих выпускников.

Совместное творчество детей с родителями развивает нравственные качества и сближает детей с родителями.

Публикации по теме:

Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками ДОУ Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как.

Консультация «Организация физкультурно-оздоровительной работы у детей с нарушениями речи в ДОУ» «Организация физкультурно-оздоровительной работы у детей с нарушениями речи в ДОУ с применением современных здоровьесберегающих технологий».

Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возрастаОрганизация работы в ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Младший возраст: Цель: раскрыть детям мир природы, пробудить интерес к ней, формировать бережное отношение ко всему живому и вводить в игры.

Здоровьесберегающее пространство в ДОУ и организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми Актуальность темы Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние.

Деловая игра для педагогов «Организация здоровьесберегающей работы в ДОУ» Деловая игра для педагогов «Организация здоровьесберегающей работы в ДОУ» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах.

Организация работы с детьми в Центре игровой поддержки ребенка в ДОУ .

Организация работы секторных развивающих центров в условиях ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Белоснежка" муниципального образования город Ноябрьск Тема: Организация.

Перспективно-тематический план по окружающему миру. Вариативная часть программы (средний дошкольный возраст) № Месяц Тема занятия Цель занятия Источник 1. Сентябрь 1. «От шалости до беды» (беседа) Дать представления о возможных негативных последствиях.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Вариативная часть. Организация кружковой работы в ДОУ
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 11:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Круассаны из слоеного теста»
Детский мастер-класс от Миши и Наташи. Круассаны из слоеного теста. Круассаны – вкусные слоеные булочки, которые можно приготовить с разными сладкими...
Прогулка «Наблюдение за мотыльком»
Осторожно, мотылёк! Не лети на огонёк. Как-то раз от огонька Руку я обжёг слегка. ( И. Николаевич ) Есть у меня некоторые очень любознательные мальчики...
Презентация «Славный народ — собаки!»
Вот и наступила вторая половина 2018 года. А кажется только, что был Новый год , начался Год собаки. К этой дате мы с детками вспомнили произведения про...
Фотоотчет «Песочные фантазии»
Цель: Создать условия для формирования первоначальных представлений о свойствах песка. В завершение тематической недели "Песочные замки" итоговым...
Развивающая дидактическая игра «Крестики-нолики»
Крестики-нолики – логическая игра между двумя противниками на квадратном поле 3 на 3 клетки или большего размера. Один из игроков играет «крестиками» ,...