Получи документы

Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования

Елена Шадрина
Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования

В Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка" подчеркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе.

Реализации этой задачи способствовало создание "Центров по работе с семьёй". С 1 сентября 2002 года такой Центр стал функционировать на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида № 119 "Поморочка" г. Архангельска. Деятельность Центра осуществляется согласно годовому плану, составленному на основе перспективного плана развития Центра, и направлена на совершенствование просветительской работы с родителями и повышение их родительского потенциала, создание максимально благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми, не посещающими детский сад.

Публикация «Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования» размещена в разделах

Структура Центра включает в себя семейную адаптационную группу "Играем вместе" для детей раннего возраста и консультативный пункт. В своей работе Центр осуществляет решение следующих задач:

1. Использовать новые организационные способы привлечение родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.

2. Организовывать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ.

3. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.

4. Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

5. Формировать у ребёнка чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

6. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

7. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

Программно – методическое обеспечение работы "Центра" :

• "Кроха" – программа воспитания и развития детей до трёх лет. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева.

• "Дружная семейка" - программа адаптации детей к ДОУ. Е. О. Севостьянова.

• "День за днём говорим и растём" – пособие по развитию детей раннего возраста. О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница.

• " Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы" И. Е. Аверина.

• "Программно – методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ". Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе.

• "Физическая культура для малышей". С. Я. Лайзане.

• "Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию" под. ред. Л. А. Венгера.

• "Изобразительная деятельность младших дошкольников" Т. Г. Казакова.

В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе изменилось и отношение родителей к воспитанию своего ребенка. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Еще совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура семьи, тем больше у нее возможностей правильно воспитывать детей. Сегодня большинство родителей имеют среднее и высшее образование, однако зачастую они делают те же ошибки в воспитании, что совершались ранее.

Семья оказалась в ситуации выбора содержания и форм воспитания ребёнка, выбора воспитывающего взрослого, отвечающего за уход и образование ребёнка. Таким взрослым может быть только человек, имеющий специальное образование, освоивший новую модель взаимодействия в триаде : ребёнок – педагог – родитель. Новая модель дошкольного образования – совместное с семьёй воспитание детей в условиях детского сада - обеспечивает развитие личности ребёнка и гармоничных отношений с ним взрослых.

Отличительной особенностью модели является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Реализация идеи совместного воспитания возможна в такой форме, как семейная адаптационная группа. В такую группу дети приходят вместе с родителями. Здесь ребёнок имеет возможность, находясь вместе с мамой играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. А главное – он спокоен, не покинут и по-прежнему любим. На занятиях в группе "Играем вместе" родители с детьми приходят дважды в неделю в удобное для себя время. Длительность занятий – 1 час. Количество детей в подгруппах – не более 10 человек, общее количество детей – до шестидесяти.

Дети занимаются в течение всего учебного года с момента комплектования групп по май месяц включительно.

Виды занятий: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование представлений о природе, развитие движений, музыкальное развитие, действия с дидактическим материалом, сенсорное воспитание, конструирование, изобразительная деятельность (см. приложение №3). Проводит занятия с детьми и родителями воспитатель по работе с семьёй. В процессе формирования детского контингента она изучает условия воспитания и обучения в семье, выясняет имеющиеся затруднения у родителей в вопросах воспитания с помощью анкетирования и диагностики. Диагностика нужна, чтобы конкретизировать помощь каждой семье, а также для взаимообучения и взаимообогащения опыта родителей.

В ходе занятий педагог наблюдает за поведением малыша и родителей, отмечает такие характеристики ребёнка, как взаимоотношение со взрослыми и сверстниками, настроение, активность, игровые навыки, речь, владение навыками самообслуживания. Заполняет на каждого ребёнка "Индивидуальный маршрут развития», где отмечаются параметры нервно-психического развития, знакомит родителей с результатами диагностики. В семейной адаптационной группе взрослый может общаться со своим и чужим ребёнком, другими родителями, обсуждать сходство обсуждаемых ситуаций. Дети тоже имеют возможность получить первые уроки общения со сверстниками, первые знания. Опытный педагог обучает родителей приёмам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности, предлагает методы и приёмы обучения и воспитания малыша в разных видах деятельности, зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей.

Таким образом, родители из сторонних наблюдателей становятся активными участниками воспитательного процесса.

Анализ теории и практики воспитания детей раннего возраста убедительно показывает: интеграция семейного и общественного воспитания детей раннего возраста является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья в достаточно сложный для них период – отрыва от привычного семейного социума в вязи с поступлением в детский сад. Интегративный подход предполагает тесное сотрудничество медицинских работников, педагогов и психологов дошкольного учреждения, родителей детей раннего возраста, а также представителей служб социальной защиты, работников библиотеки.

Эту задачу решает работа консультативного пункта. Групповое консультирование родителей осуществляется один раз в неделю. Организованы индивидуальные собеседования с психологом и логопедом (по необходимости). В проведение консультаций задействованы все специалисты ДОУ, а также сотрудники детской библиотеки им. Гайдара, детской поликлиники Октябрьского округа, Центра ПП и МСПДиП «Леда», с которыми заключены договоры и составлены планы совместных действий.

Учитывая запросы родителей, определяется тематика консультаций

(см. приложение №1, которые мы распределили по трё м направлениям:

1."Уроки психолога" – занятия с психологом

2. "Школа молодой матери" – консультации врачей разного профиля

3. "Семейный клуб" – обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, предупреждение наиболее распространенных ошибок в семейном воспитании, досуговые мероприятия.

Существует журнал консультаций, куда вписываются темы встреч и отзывы о проведенных мероприятиях.

Таким образом, мы имеем возможность, получить оценку своей работы, корректировать ее и учитывать пожелания родителей.

Встречи с родителями проходят в доброжелательной атмосфере, располагающей к сотрудничеству. Формы подачи содержания разнообразные, но обязательно динамичные, чтобы удерживать внимание. Для этого используются интерактивные формы общения, способствующие его активизации: обмен мнениями, дискуссия, «круглый стол», тренинг, лекция-беседа, обучающие занятия. Переход от монолога к диалогу требует от педагога большей подготовки, но и результат такой работы несоизмеримо выше.

В своей работе используем опыт педагогов-новаторов, в частности Метеновой Н. М. Это нетрадиционные родительские собрания с использованием музыкального сопровождения, содержащие озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком, это и работа с памятками (см. приложение№2, когда педагог передает свои знания родителям, не поучая их открыто, это и слово-эстафета, дающая родителям возможность почувствовать друг друга.

Тематика встреч широка и разнообразна. Она охватывает вопросы физического, психического и нравственного здоровья ребенка раннего возраста, всестороннего его развития. В целом работа Центра способствует гармонизации детско-родительских отношений, ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на целый день пребывания в детском саду. Реализуется открытость ДОУ «внутрь» и наружу». Это означает гуманизацию отношений между детьми, педагогами и родителями; гибкость и дифференцированность учебного процесса, готовность к сотрудничеству с социальными институтами.

Главным итогом работы является то, что за год удается сформировать у родителей воспитанников представление о том, что именно они являются первыми и главными педагогами своего ребенка и поэтому несут в полной мере ответственность за полноценное развитие собственных детей.

Тематика консультаций, родительских собраний,

круглых столов, дискуссий, тренингов.

Психологические особенности детей раннего возраста

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

Игры с детьми раннего возраста

Роль педагога и родителей в образовательном процессе

Семейные конфликты

Воспитание единственного ребенка в семье

Детские капризы

Как по настоящему любить своего ребенка

Насилие в семье

Домашние праздники

Особенности развития речи детей раннего возраста

Влияние цвета на эмоциональное благополучие ребенка

Трудности детей раннего возраста

Леворукость у детей

Что может сказка

Дети «индиго»

Девочки и мальчики – два разных мира

Режим дня и питания

Домашний театр в жизни семьи

«И звуки музыки чудесной …»

Прогулка для души и тела

Школа «Неболейки»

Бабушки и дедушки. Как можно «испортить» ребенка

Гений или? (Способности, одаренность)

Проблемы раннего развития

«Я рисую этот мир»

Книги и журналы для малышей

«Найди в себе ребенка»

«Колыбельная» в жизни ребенка

Пальчиковые игры, упражнения, «Пальчиковый театр»

«Чудеса для детей из ненужных вещей

Особенности состояния нервной системы у детей раннего возраста

Физкультура с малышами

Вредные привычки родителей и влияние их на детей

Малыш и дорога

Забота о зубах – с раннего детства

Игра – это важно

Чему и как учить малыша

Детская агрессивность

Игры и занятия с маленькими детьми для снятия агрессии

Детские страхи

Простые способы рисования

Необходимость профилактических прививок

Кризис трех лет

Мукасоль – волшебный мир

Конвенция о правах ребенка

Место ребенка в семье

Умеем ли мы общаться со своим ребенком?

Какие мы родители?

Почему болеют на нервной почве? Что такое соматическое заболевание?

Учимся не врать

Наш мир – это наша семья

Искусство хвалить

Виды массажа

С кем можно дружить. Развитие в общении

Поговорим о моторике Наши руки не для скуки!

Умные книжки – умным детишкам

Папа может все!

Публикации по теме:

Анкета по правовому воспитанию детей Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 Нормативно – правовое обеспечение системы дошкольного образования. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования
Опубликовано: 15 августа 2013 в 08:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД