Вечер-конкурс «Отец, мать, я — казачья семья!»

Галина Улыбина
Вечер-конкурс «Отец, мать, я — казачья семья!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад первой категории №7 «Белочка»

Вечер – конкурс «Отец, мать и я – казачья семья»

Вечер-конкурс «Отец, мать, я — казачья семья!»

Воспитатель высшей категории Антонова Галина Алексеевна, г. Зверево Ростовской области, 2012год

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества в значимое время для Ростовской области-75-ти летний юбилей.

Задачи: Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре путем обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Введение ребенка в мир национальной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностей на примере семейных взаимоотношений.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром средствами донского фольклора.

Ход конкурса:

Звучит музыка (народная песня «Ах, какие казаки. В зал входят ведущие – казак и казачка.

Казак: Казачья нелегкая доля,

Казак только богу подсуден.

Сквозь годы проносится полем:

«Мы были, мы есть и мы будем!»

Казачка: Мы – предков загубленных души,

Ничто этих душ не остудит!

И режет врагам нашим уши:

«Мы были, мы есть и мы будем!»

Вместе: Не выжечь наш дух, наши корни.

Пусть к воле казачьей путь труден,

Но всюду, где сердцу просторно,

Мы были, мы есть и мы будем!

Казак: Добрый день, дорогие гости и братья, казаки и казачки! Сегодня мы с вами собрались, чтобы рассказать про одну станицу – Мелеховскую. П о историческим данным казаки являются потомками скифов. Согласно археологическим раскопкам казачьи поселения на Дону, в том числе и станица Мелеховская, датируются 9-10 веком. (Открывается занавес, перед гостями панорама казачьей станицы). Здесь живут очень дружные казачьи семьи. Сила, ловкость, смелость, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине – на протяжении многих веков эти качества были присущи казачеству, и сегодня наша цель – возродить этот дух, которым по праву гордились сыны Дона, Кубани, Терека.

Казачка: Мы хотим вас познакомить с казачьими семьями этой станицы. (Представляет семьи-участницы. На столах – таблички с указанием фамилий династий.) Мы с вами собрались, чтобы провести конкурс на лучшую казачью семью. Наш конкурс будут судить казаки общественной организации "Зверевский казачий круг" во главе с атаманом Семенчук С. К. [

Казак (обращаясь к жюри): Господа старики, разрешите начать? Но прежде позвольте мне пригласить сюда самых юных участников встречи – казачат.

Казачата исполняют народную песню «Конь – верный друг казака»

Казачка: Еще в далекой древности мыслители открыли неопровержимую истину: кто забывает о прошлом, не имеет будущего. У российского казачества богатая, интересная и во многом трагическая история. Именно истории посвящен наш первый конкурс.

1. конкурс «Домашнее задание» (семьи готовили ответы на вопросы из истории о донском казачестве).

1. Кто является инициатором возведения Азово-Моздокской укрепленной линии? Когда было принято решение о строительстве этой линии?

Автором идеи был генерал-адъютант Григорий Александрович Потемкин, являющийся с ноября 1775 года наместником и генерал-губернатором Новороссийским, Азовским. Э та линия предназначалась для охраны южных рубежей Российской Империи от нападения горских племен. Указ о строительстве линии был принят императрицей Екатериной ІІ 24 апреля 1777 г. Строил линию генерал Якоби,инспектировал строительство линии генерал-аншеф А. В. Суворов.

2. Назовите крепости Азово-Моздокской оборонительной линии. Сколько их было?

Линия состояла из 10 крепостей: Екатерининской, Павловской, Марьинской, Георгиевской, Андреевской, Александровской, Московской, Донской, Ставропольской, Северной (Источник В. А. Потто. Два века Терского казачества. С. 279-282)

3. Что вы знаете об обороне крепости Марьинской в 1779 г. ?

Кабардинские племена, недовольные продвижением русских вглубь Северного Кавказа, совершили ряд нападений на укрепленные пункты Азово-Моздокской оборонительной линии, в том числе на крепость Андреевскую и Ставрополь, отбитые на этих пунктах с большим уроном, они соединились вновь и напали на Марьинкую крепость, в которой в то время находилось 200 волжских казаков, командовал обороной станицы капитан Бас. Оборона длилась 6 дней, пока на помощь осажденным не подоспели войска под командованием генерала Якоби (Источник В. А. Потто. Два века Терского казачества. С. 271-277

Казак: Друзья, ни для кого не секрет, что самый популярный герой русских былин Илья Муромец, был самым настоящим казаком. А поскольку наш конкурс – казачий, то как обойтись без показа казачьей силушки богатырской, удали молодецкой!

2. конкурс «Кто больше раз поднимет гирю».

(Участвуют папы и сыновья команд. Выносится гиря. За каждую попытку – один балл, мальчикам – три балла.)

Казачка: Да, в разных ситуациях приходилось бывать казакам. В каких только реках не поили они своих коней, какие только опасности не грозили сынам русской вольницы, но

Зоркий глаз и твердая рука

Повсюду выручали казака!

Казак с детства учился владеть оружием и эту науку необходимо было помнить всю жизнь.

3. Конкурс «Казачьи снайперы». На каждого участника – мишень и дротики. (Оценивается количество попаданий. Сначала участвуют папы, затем дети).

Жюри объявляет результаты.

Казак: Нелегко приходилось казаку в трудную минуту. Казаки выходили на защиту своей родной Земли-матушки и провожала их вся семья.

4. Конкурс «Кто быстрее соберется в поход» (По команде семьи надевают казачье обмундирование: сапоги, портупеи и т. п., собирают котомку).

Казачка: С детства дед или отец казаки учили своих сыновей боевому искусству. Казак мог врага победить, на бегу коня остановить, мастерски владел и саблей, и кнутом.

5. Конкурс «Сбей кеглю кнутом» (Кто из детей собьет больше кеглей).

Жюри объявляет результаты.

Испокон веков все домашнее хозяйство лежало на плечах казачек. И кухня, и стирка, и работа в поле, и воспитание детей. Но случалось так, что по какой-то причине казачка отлучалась от дома, и все эти заботы ложились на «хрупкие» плечи казака. Вот сейчас мы это и увидим!

(Выносят кукол, распашонки, пеленки и т. д.)

6. Конкурс «Когда казаки плачут»

По команде казак должен запеленать ребенка (куклу) и передать ее казачке.

Почистить лук. Кто быстрее выполнит задание.

7. Конкурс для казачек «Спеть колыбельную малышу»

Каждая казачка должна спеть колыбельную песню младенцу.

Казак (глянув на часы): Да, время мчится, как горячий скакун! Вот и мы не заметили, как прошла половина соревнований. Сил потрачено немало и, мне кажется, пришла пора подкрепиться. Скоро зима. А в страдное время, мы знаем, казак не отрывался от плуга. И вот, когда солнце переваливало за точку зенита, спешили в поле казачки кормить своих мужей, отцов, сыновей, братьев. И сегодня этой традиции не утратили станичные красавицы. Из всех куреней идет ароматный дух казачьей кухни. Прошу вас, дорогие казачки-хозяюшки, несите свои блюда.

Участницы-казачки выносят блюда и ставят на стол жюри. Звучит музыка.

Блюда из рыбы - Казачьи поселения расселялись на берегах рек. Издавна казаки ловили рыбу – солили ее, запекали, вялили, сушили, коптили.

Кулебяка – Казак был воином, часто ходил в военные походы. Казачка собирала ему в котомку кулебяки с капустой, грибами, картофелем, рыбой.

Вареники - Их готовили с капустой. картофелем, грибами (обычная казачья пища).

Жюри предлагается подвести итоги конкурса.

Казак: Казаки не только трудились, воевали и детей растили, но и любили вечерком отдохнуть, повеселиться. Не зря в народе говорится: «Кто как пашет, тот так и пляшет». В нашем конкурсе участвуют замечательные люди, посвятившие свою жизнь нелегкому крестьянскому труду. Такими же стали их дети и, надеемся, будут внуки.

Казачка (родительница): Ведь у нас, в станице нашей,

Люди славные живут.

Славно сеют, славно пашут,

Славно пляшут и поют.

А сейчас участники казачьего ансамбля «Варенька» приглашают Вас на народное гулянье.

Жюри объявляет результаты. Атаман общественной организации «Зверевский казачий круг» Семенчук С. К. вручает дипломы и памятные подарки.

1 семья: Нет в мире подобных России раздольной,

Цветов наших ярче и крепче пород,

Бессмертен народ наш, великий и вольный,

Наш русский, наш вечный, наш гордый народ![/h4]

Используемая литература

• Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). – Ростов-на-Дону, 2005

Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л., Платохина Н. А Методические рекомендации к реализации программы «Родники Дона». – Ростов-на-Дону, 2005

А. В. Венков (отв. ред.) История донского казачества. г. Ростов-на-Дону, Логос, 1992 г.

К. Е. Хмелевский, Е. Демешина. История донского края. Ростовское кн. изд., 1976 г.

И. К. Пархоменко – Русские песни казаков Дона и Кубани. – Краснодар, 1998 г.

Публикации по теме:

Казачья станицаКазачья станица 17 сентября у нас, в с. Красный Яр Астраханской области  прошло мероприятие под названием "Казачья станица" Выступали народные.

Старая притча о деньгах Старая притча о деньгах Отцу надоело, что его взрослый сын все сидит дома и не хочет работать, и он стал практически выгонять его из дома,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • Учимся считать
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Вечер-конкурс «Отец, мать, я — казачья семья!»
Опубликовано: 19 июля 2012 в 18:15
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....