Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Мебель»

Погребнова Елена Владимировна
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Мебель»

Тип занятия : фронтальное (подгрупповое).

Тема занятия : Мебель. Обучение составлению рассказа-описания.

Цель занятия : подготовить детей к составлению рассказа-описания на материале лексической темы «Мебель».

Задачи:

- (обучающая) закрепление и уточнение знания детей о мебели; учить адекватному использованию лексики, обозначающей мебель, их признаки, а также действия, выполняемые с ними, в структуре простых фраз, закреплять навык правильного употребления имён существительных в форме множественного числа родительного падежа;

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи „Мебель“» размещена в разделах

- (развивающая) развитие умений устанавливать причинно-следственные связи; сопровождать предметно-практические действия речью, расширять и активизировать словарь по теме;

- (воспитательная) воспитывать у детей интерес и уважение к труду, воспитание культуры коммуникации, умения внимательно выслушивать педагога и товарищей;

- (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.

Речевой материал: кровать, диван, шкаф, стол, стул, табурет, фабрика, комната, квартира, лесорубы, лесопилка, плотники; пишут, обедают, готовят, отдыхать, хранить, поставить, сломать; старая, тяжёлая, современная, детская, мягкая, высокий, широкая, низкий.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением комнат в доме, различной мебели (кухонной, для спальни, для прихожей, для гостиной, для детской, предметные картинки с изображением мебели.

Ход занятия.

I. Организационный момент (2 мин.)

Логопед:

Ребята, послушайте и отгадайте загадки.

Днём спит на ней подушка,

А вечером Андрюшка. (Кровать.)

На нём сидят, телевизор глядят.

Если устали, то полежат. (Диван.)

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят. (Книжный шкаф.)

Под крышей ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол.)

Дети отгадывают загадки и садятся на свои места.

II. Основная часть (20 мин.)

Логопед: Как назвать одним словом: книжный шкаф, кровать, диван, стол?

Дети: Книжный шкаф, кровать, диван, стол – это мебель.

Логопед: Правильно, мебель. Сегодня на занятии мы поговорим о мебели.

1. Вводная беседа.

Я хочу вам рассказать, как же она пришла к нам в дом. Послушайте внимательно и узнаете.

Мебель.

Вырос в лесу большой дуб. Лесорубы решили, что из него получится красивая мебель. Они срубили его и отправили на лесопилку.

На лесопилке плотники распилили дерево на доски. Доски доставили на фабрику. Тут за работу принялись столяры и мастера-краснодеревщики. Они выпилили части, собрали их, покрыли краской и лаком, упаковали мебель и отправили в мебельный магазин.

Покупатели выбрали в магазине новую мебель. Мебель погрузили в фургон и доставили прямо домой. Так мебель дошла до нас.

Логопед: Ребята, посмотрите на картину, которая находится перед вами. (Логопед выставляет изображение дома и его комнат).

Что вы видите на картине?

Чего недостаёт в комнатах?

Давайте вместе расставим мебель по комнатам. Вы должны назвать мебель, а затем сказать, куда её нужно поставить.

Ответы детей: на картине я вижу дом.

В комнате недостаёт мебели.

Дети выходят к доске, выбирают мебель (картинки, рассказывают, для какой комнаты эта мебель предназначена.

Ответы детей: Кухонный стол, табурет – это кухонная мебель. Её нужно поставить на кухню. Это детская мебель. Я поставлю её в детскую комнату. Это мебель для прихожей. И т. д.

(За правильные ответы дети получают смайлик с улыбкой).

2. Дидактическая игра «Что для чего нужно?»

Логопед: А как используют различную мебель? Для чего она нужна?

Подбор глаголов.

Что делают за письменным столом?

Что делают за обеденным столом?

Что делают за кухонным столом?

Для чего нужен диван?

Для чего нужен стул?

Для чего нужен платяной шкаф?

Для чего нужен посудный шкаф?

Для чего нужен книжный шкаф?

Ответы детей:

За письменным столом пишут.

За обеденным столом обедают.

За кухонным столом готовят пищу.

Диван нужен, чтобы сидеть, отдыхать.

Стул нужен, чтобы сидеть.

Платяной шкаф нужен, чтобы хранить одежду.

Посудный шкаф нужен, чтобы хранить посуду.

Книжный шкаф нужен, чтобы хранить книги.

(За правильные ответы дети получают смайлик с улыбкой).

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Логопед: Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, в которой вы будете говорить всё наоборот.

(Подбор к словам слов-антонимов). Дети работают по цепочке.

Старая мебель - новая мебель

тяжёлая мебель – лёгкая мебель

старинная мебель – современная мебель

взрослая мебель – детская мебель

мягкий диван – жесткий диван

высокий шкаф – низкий шкаф

широкая кровать – узкая кровать

тонкие ножки у стола – толстые ножки у стола

открыть шкаф – закрыть шкаф

поставить посуду на полку – взять посуду с полки

внести мебель в квартиру – вынести из квартиры

сломать кресло – отремонтировать кресло.

(За правильные ответы дети получают смайлик с улыбкой).

Физкультминутка

Коля, Коля, Николай,

За собою убирай!

У тебя ленивы руки:

Под столом ремень и брюки,

Не в шкафу рубаха,

Николай - неряха.

И. Демьянов.

(Дети идут по кругу друг за другом.

Хлопают в ладоши.

Приседают.

«Рисуют» четырёхугольник.

Грозят пальчиком и качают головой.)

4. Дидактическая игра «Назови части».

Логопед предлагает каждому ребёнку подойти к доске, на которой прикреплены картинки, выбрать себе картинку и назвать части предметов мебели.

Ответы детей: Стол – ножки, крышка.

Кресло – ножки, подлокотники, сиденье, спинка.

Стул – ножки, сиденье спинка.

Шкаф – ножки, дверцы, полки.

(За правильные ответы дети получают смайлик с улыбкой).

5. Дидактическая игра «Один – много».

Логопед: Одна полка, а много … Ответы детей: полок

Один диван, а много … диванов

Один стол, а много … столов

Один шкаф, а много … шкафов

6. Составление рассказа-описания с опорой на наглядные схемы.

Логопед дает образец рассказа с опорой на наглядные схемы.

Стук в дверь.

Логопед: Ребята, кто-то стучится к нам. Давайте посмотрим, кто же пришёл к нам.

Открывает дверь, заходит Почтальон Печкин.

Печкин: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Печкин: Вам пришло заказное письмо с мебельной фабрики, получите, распишитесь.

Логопед: Спасибо почтальон Печкин.

Открывает письмо и читает.

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Вам пишет директор мебельной фабрики. Обращаюсь к вам за помощью. У меня случилось несчастье, мои плотники и столяры так плохо работали, что вся мебель разбежалась, помогите мне вернуть всю мою мебель. Я вам расскажу, кто же первый убежал, а вы должны назвать этот предмет мебели, если назовёте правильно, то мои любимые предметы вернуться. Помогите, пожалуйста.

Этот предмет нужен для того, чтобы сидеть. Он новый. Сделан из дерева. Он коричневого цвета. По размеру маленький. У него есть ножки, спинка, сиденье. Это детская мебель. Его можно поставить в детскую комнату.» Что это?

Дети отвечают, что это детский стул, затем составляют рассказы о предметах мебели самостоятельно. Логопед раздаёт предметные картинки.

Рассказ самостоятельно составляется 1-2 детьми.

Примечание. Дальнейшая работа с привлечением всех детей к составлению рассказа-описания по теме «Мебель» проводится воспитателем на логочасе или на индивидуальных логопедических занятиях.

III. Заключительная часть (3мин.).

Логопед:

- Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

- Назовите предметы мебели.

Дети:

- Мы говорили о мебели.

- Предметы мебели – это стол, стул, книжный шкаф, платяной шкаф, диван, кресло, кровать, полка для посуды.

Логопед:

- Ребята, давайте посмотрим, кто из вас сегодня хорошо работал на занятии?

(Смайлики подсчитываются, логопед словесно поощряет детей).

Публикации по теме:

Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.

Составление рассказа-описания по теме «Мебель» Тема: Составление рассказа - описания по теме «Мебель». Программное содержание: Учить детей описывать предметы мебели опираясь на модель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Мебель»
Опубликовано: 26 марта 2013 в 21:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД