Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения

Ольга Зинковская
Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения

В настоящее время роль учителя-логопеда становится более значимой. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается контингент детей с нарушениями в речевом развитии. Как известно, дефекты речи оказывают отрицательное воздействие, как на развитие самой речи, так и на развитие мышления ребенка, а также на его подготовку к овладению грамотой. Семья, воспитывающая ребенка с нарушениями речи, нуждается в помощи специалистов по вопросам обучения, воспитания, развития их ребенка.

Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет следующие цели:

- оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Поэтому, главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

Также, в основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы:

- принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог и др. ;

- принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной

программы развития;

- принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.

- принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;

- принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и психиатра).

Целесообразно будет проводить работу учителя-логопеда с родителями в следующих направлениях.

1. Индивидуальное консультирование. Логопед в начале года сообщает

о результатах обследования, особенностях речевого развития, отмечает сильные и слабые стороны.

Кроме этого с родителями проводятся беседы целью которых является оказание родителям своевременной помощи по вопросам коррекции и развития речи.

2. Групповая работа с родителями. Данная форма включает в себя:

- дни открытых дверей;

- анкетирование;

- тематические консультации;

- родительские собрания с просмотром фрагментов занятий;

- оформление информационно-методических выставок для родителей

Анкетирование родителей проводится по вопросам нравственного и

физического воспитания, а также по изучению отношения родителей к речевым нарушениям их ребенка. Анализ ответов предоставляет возможность, верно, спланировать работу с родителями.

Проведение родительских собраний позволяет заложить основы сотрудничества и взаимодействия, сформировать дружеские и доверительные отношения. На родительских собраниях происходит обмен мнениями, решение проблем, которые могут возникать в процессе воспитания и развития ребенка.

Консультации логопед должен строить так, чтобы они привлекали родителей для решения проблем, развивали дух тесного сотрудничества. Также можно объединять консультации с занятиями, тогда родителя с большей заинтересованностью будут посещать их.

3. Знакомство родителей с коррекционной средой. Речевые нарушения

все труднее поддаются коррекции традиционными способами. В связи с этим начинают практиковать не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж. Так родителей знакомят с ним, обучают приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Во время занятий не только дети, но и родители учатся самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, а также навыкам релаксации.

Таким образом, взаимодействие родителей с учителем-логопедом является неотъемлемой составляющей коррекционного процесса, так как это важнейшее условие эффективности коррекционной работы. В связи, с чем в любой из форм работы с родителями необходимо найти те пути взаимодействия, которые смогут способствовать большей продуктивности всего коррекционного процесса.

«Школа для родителей» является эффективным средством интеграции учителя-логопеда и родителей. При этой форме сотрудничества происходит просвещение родителей в области логопедии и тифлопедагогики. «Уроки» проводятся в форме диалога с использованием методов активизации родителей. Темы занятий, проводимых в «Школе», разнообразные, с учетом потребностей родителей. Главной задачей является повышение компетентности родителей в области коррекционной педагогики.

«Родительский клуб». Данная форма сотрудничества предполагает обмен мнениями и идеями по тому или иному вопросу, презентацию родительского опыта. Обсуждаемые вопросы обуславливаются интересами и запросами родителей. Общение происходит в непринужденной форме.

«Семинары-практикумы». Данный вид взаимодействия с родителями, предполагает, традиционно, теоретическую часть и практику с целью формирования у них практических навыков по решению выявленных трудностей. Полученные знания помогают родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой.

«Детско-родительские проекты». Предлагаемая форма сотрудничества осуществляется в виде совместного мероприятия детей и их родителей («От звука к букве», «Необычные слова», «Путешествие в страну красивых слов» и др.). Данный вид работы включает родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в тесное общение (создание рисунка или поделки; роли в спектакле, подготовки к празднику, разработке общего проекта и т. д., учит родителей правильному взаимодействию со своим ребенком.

«Семейные конкурсы и праздники». Такие формы сотрудничества направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их к совместной деятельности. Участниками проводимых конкурсов, развлечений, праздников являются не только дошкольники, но и их родители, а также другие члены семьи (конкурсы «Скороговорщики», «Устами младенца» и др.). Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. В конце учебного года, родители приглашаются на итоговое занятие-праздник, на котором их дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.

«Логопедический уголок» представляет собой специально оборудованное пространство для закрепления приобретенных детьми речевых навыков. В этом уголке родители могут воспользоваться расположенным в нем оборудованием: зеркало, игровой, наглядный и дидактический материал, который еженедельно заменяется или дополняется в зависимости от отрабатываемой лексики. В этом же уголке представлена информация о теме недели, по которой работает не только логопед, но и специалисты ДОУ, лексические игры и упражнения, отрабатываемые на занятиях и в других видах деятельности детей, «речевой экран», характеризующий достижения дошкольников, рекомендации.

Тематические выставки книг. Перед каждым совместным мероприятием оформляется тематическая выставка книг, посвященная обсуждаемой проблеме. Изучение представленных книг помогает родителям быть более информированными в обозначенной проблеме.

Фотовыставки. Данный вид информирования, на наш взгляд, вызывает наибольший интерес у родителей дошкольников с нарушением зрения. Выставка является кратким фотоотчетом работы учителя-логопеда. Родители с удовольствием рассматривают представленные фотоматериалы, проявляют интерес к проводимым мероприятиям.

Таким образом, предложенные формы работы учителя-логопеда с родителями, воспитывающими ребёнка с речевым нарушением, способствуют развитию партнёрства и сотрудничества родителей и ребёнка, вырабатыванию навыков адекватного и равноправного общения, а как следствие – способствует гармоничному развитию личности и речи ребёнка.

Публикации по теме:

Особенности организации двигательной активности детей с ОВЗ, имеющих тяжелые тяжелые нарушения речи Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и.

Годовой отчет работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР Повышение квалификации, профессиональная переподготовка: Участие в работе авторского семинара Колесниковой Е. В. «Речевое развитие детей.

Нетрадиционные формы работы оздоровительной направленности на коррекционных занятиях учителя-логопедаНетрадиционные формы работы оздоровительной направленности на коррекционных занятиях учителя-логопеда Анализ по проблемам речевой патологии у детей нашего детского сада свидетельствует о том, что положение здоровья вызывает обоснованную.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения
Опубликовано: 19 октября 2017 в 22:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг-начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...
Сценарий квест — игра «Защитники природы»
КВЕСТ – игра «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Лымарь Ирина Сергеевна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ...