Лучший педагог года

Виды математической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Светлана Евсеева
Виды математической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Виды математической деятельности в работе

с детьми дошкольного возраста.

Трусилина Светлана Валерьевна,

воспитатель

МБДОУ Детского сада №172 «Голубка»,

г. Ульяновск

Занятия составляют основную форму развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития дошкольника и подготовки его к школе. Занятия способствуют вооружению дошкольников знаниями второй категории, повышенной трудности, достаточно обобщенными, что лежат в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не может. На занятиях же реализуются практически все программные требование; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач выполняется комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

Публикация «Виды математической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Учитывая важность математического развития во всестороннем развитии дошкольника, воспитателю необходимо проявлять всемерную заботу о том, чтобы все дети активно участвовали в ходе занятий, проявляя при этом свою действенность и инициативу.

Процесс развития мышления методически заключается в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация и др., что составляет общее условие функционирования самого мышления как процесса в любой - области познания.

Практика работы дошкольных учреждений убеждает в том, что преподаватели часто используют репродуктивные методы обучения. Но наличествует целый арсенал средств активизации математической деятельности дошкольников. Одним из них является занимательность. Проблеме занимательности посвящали свои исследования по психологии и педагогике Ю. К. Бабанский, К. А. Лыгалова, Д. И. Трайтак, И. Д. Синельникова, Н. И. Гамбург и др. Психолог П. Кудлер, указывал на то, что наука развивается так быстро, что человек не способен обойтись без научных знаний, которые популярно изложены.

Психолог и педагог Я. И. Перельман полагал, что занимательность служит главным средством, которое помогает сложным научным истинам придавать доступность для непосвященного человека, доставлять ему удивление, возбуждая в нем процессы мышления, наблюдательности, способствовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности [16, c. 34]. Исследования психолога Н. И. Гамбург доказывают, что шутки, курьезы активизируют мысли, озадачивая и побуждая к поиску.

Сущность занимательности представлена новизной, необычностью, неожиданностью. Занимательный материал специально создаётся для умственного развития, требуя от детей для своего решения догадливости, сообразительности. Все это развивает такие мыслительные операции, как умение сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и др.

Но при этом нельзя забывать о том, что занимательность эффективна тогда, когда педагог понимает ее как фактор, который оказывает влияние на психические процессы, осознает цели ее использования в каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе довольно многообразно. Г. И. Щукина так говорит об этой многообразности:

– первоначально толкает к познавательному интересу;

– служит опорой для эмоциональной памяти, являясь средством запоминания особенно трудного материала;

– своеобразно разряжает напряженную обстановку, представляя средство переключения эмоций, внимания, мыслей;

– повышает эмоциональный тонус познавательной деятельности дошкольников с недостаточной работоспособностью, мобилизуя их внимание и волевые усилия.

Воспитатели дошкольных образовательных учреждений широко применяют занимательность в педагогическом процессе. Мы вслед за учёными полагает, что наиболее эффективные результаты можно получить, используя занимательность при обучении старших дошкольников математике.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в старшем дошкольном возрасте зависит в дальнейшем успешность обучения математике в начальной школе.

Занимательный математический материал помогает решить задачи всестороннего развития и воспитания дошкольников : активизация умственной деятельности, заинтересованность математическим материалом, увлечение и развлечение дошкольников, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, упражнения.

Дошкольники весьма заинтересованно воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы, осуществляя настойчивый поиск путей решения, которые ведут к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, старший дошкольник испытывает эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, которые содержатся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Многообразие занимательного материала предоставляет основание для его систематизации. Мы убеждены, что наиболее подробно классифицирует занимательный математический материал З. А. Михайлова, выделяющая три основные группы:

– развлечения;

математические игры и задачи;

– развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения - головоломки, ребусы, лабиринты - интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаясь необычностью решения, парадоксальностью результата.

Математические игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, которые формируются у дошкольников. При решении необходимо провести анализ представленной ситуации, а потом, опираясь на опыт и знания, произвести правильные выводы.

Дидактические игры и упражнения развивают у дошкольников логическое мышление. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры формируют новые знания и способы действий, в связи, с чем являясь оптимальным средством обучения дошкольников основам математики.

Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них имеет практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом способствует усвоению дошкольниками определенных способов действий и математических представлений, которые им соответствуют. Воспитатель применяет приемы прямого обучающего воздействия на дошкольников : показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д.

Решение занимательных задач в дошкольном возрасте формирует и совершенствует развитие общих умственных способностей, интереса к изучению математики, смекалки, сообразительности.

Таким образом, занимательный математический материал служит результативным средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.

Публикации по теме:

Использование средств речевой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Использование мультимедийных средств в работе с детьми дошкольного возраста В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Метод проектов в работе с детьми дошкольного возрастаМетод проектов в работе с детьми дошкольного возраста В своей работе я использую один из эффективных методов - метод проектов. Метод проектов развивает познавательный интерес, дети приобретают.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста. Виды театровРоль театрализованной деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста. Виды театров Для родителей группы я провела консультацию, в которой рассказала о роли театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста,.

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности математической направленности с детьми 3–4 лет «Квадратная репка» Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми 3-4 лет математической направленности Составитель сценария Буланова О. П.

ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста Современное общество предъявляет новые требования к уровню образования подрастающего поколения. Согласно ФГОС дошкольного образования, одной.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста В последние годы сохранение и поддержание здоровья человека является одной из актуальных проблем мирового сообщества. Отсутствие личной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды математической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 18:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД