Папки-передвижки

Виды словарной работы на уроках русского языка

Фазлиева Олеся
Виды словарной работы на уроках русского языка

Виды словарной работы на уроках русского языка

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Александр Иванович Куприн

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся.

Публикация «Виды словарной работы на уроках русского языка» размещена в разделах

Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте. Не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность.

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно активизации словаря младших школьников.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Это работа - трудная и кропотливая.

Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.

Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.

Пролистав страницы учебника «Русский язык» для 3 класса, можно увидеть, что в одном случае на уроке для рассмотрения предлагается несколько словарных слов, а в другом – на протяжении нескольких уроков к словарным словам вообще не обращаются - они отсутствуют на страницах учебника.

Учитывая все выше сказанное, я занялась изучением вопроса «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности»

Цель моей работы : выявить наиболее эффективные формы приемы, методы запоминания слов с непроверяемыми написаниями для реализации которой были намечены определё нные задачи:

- изучить методическую литературу по теме;

- проводить словарную работу на каждом уроке;

- включать работу со словарными словами на различных этапах урока;

- выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

- обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.

У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-8 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Предлагаю виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1. Представление слова (Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2. Лексическое значение слова.

3. Это интересно знать…

4. Выполни задание.

Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.

1-й этап Представление слова

Ребята могут самостоятельно определить новое слово :

• с помощью загадки

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

(Воробей)

• демонстрацию картинки с изображением предмета.

• разгадывание ребуса, шифровки, шарады.

2-этап Лексическое значение слова.

3 этап Это интересно знать…

На данном этапе дети узнают интересное о слове.

4 этап Выполни задание.

- запиши слово;

- поставь ударение;

- запиши транскрипцию слова;

- раздели слово на слоги;

- раздели слово для переноса;

- подбери однокоренные слова;

- составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму;

- составь и запиши с данным словом словосочетание.

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы :

• Творческая работа

• Игра

• Задание на внимание

• Поисковая работа

Многие задания дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах

Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов.

• Одним из приёмов, представления и запоминания, является:

метод графических ассоциаций.

Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.

Лексические упражнения

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т. е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.

• Прим «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность этого приёма является наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа.

• кАпуста – зАяц

• мАшина – шинА

• кАрандаш –бумАга

К словарным словам подбираем синонимы и антонимы.

Многообразие переносных значений слов хорошо показать на примерах:

Зима - ___(холод, весна, снег, лето)

Тихо - ___(темно, дети, громко)

Конец - ___(обрыв, начало, всё)

Глубокий - ___(бездонный, мелкий)

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.

Буря, ураган, шторм;

Пасмурный, ненастный, хмурый, серый;

Враг, противник, неприятель, недруг

• Традиционно использую тематические кроссворды

Упражнения для формирования фонетических понятий.

Игра «Догадайся, что за слово»

Раздаю карточки - таблицы, на которых написаны буквы нужного слова

Предлагаю выполнить это задание в парах

О О

О О

О О

О О

О О

2. Игра «Угадай слово».

Показываю карточки, на которых написан первый или последний слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

Бо (болото, ботинки)

ОЕ (животное, мороженое)

Орфографические упражнения.

Большое значение придаю работе над составом слова. В результате этого совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

• Образование родственные слова.

• Подбор слов к данным схемам.

; ^;

• Нахождение различий однокоренных слов и форм одного и того же слова.

• Нахождение в тексте однокоренных слов.

Морфологические упражнения являются частью работы над словарными

словами.

• Выборочная работа со словарём

Работа с крылатыми выражениями

• Подбор однокоренные слов разных частей речи.

Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер (ветерок, ветреный, обветрить).

Синтаксические упражнения

В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.

• Предлагаю ребятам со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания.

• Составить предложения со словосочетаниями.

Изографы- это слова, которые изображены буквами, изображение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Задачей ребенка является составление слова из найденных в изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа. Задания такого вида предлагаются для работы в группе.

Конечно, такая работа требует от учителя затрата сил, времени, наличие наглядного материала. Поэтому работу над словарными словами я планирую и на занятиях по внеурочной деятельности Видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.

Публикации по теме:

Фонетические разминки на уроках английского языка Дорогие преподаватели иностранного языка! Вы наверно не редко сталкиваетесь с таким понятием как фонетическая разминка или зарядка. Что.

Формы работы, повышающие эффективность уроков русского языка Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить.

Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.

Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка ФМБОУ «СОШ № 2» а. Ассоколай Хачак Ю. Н. Использование алгоритмов на уроках русского языка.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Проектная деятельность на уроках английского языка. Проект в 4 классе «Our holidays!» Тема проекта: “Our holidays!” Тип проекта: творческий, ролево-игровой; монопроект с открытой координацией; личностный; краткосрочный..

Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе Уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, которые помогают получать.

Статья «Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2–4-х классах» Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2-4-х классах Со 2-го по 11-е классы обучение всем видам речевой деятельности.

Теоретические основы организации словарной работы в детском саду .Понятие словарная работа и её значение в развитии речи дошкольников М. М. Алексеева отмечает, что в современной методике словарная работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды словарной работы на уроках русского языка
Опубликовано: 8 октября 2017 в 19:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД