Виды совместной самостоятельной трудовой деятельности в средней группе

Ирина Костина
Виды совместной самостоятельной трудовой деятельности в средней группе

Образовательная область «Труд» в средней группе детского сада предполагает дальнейшее расширение представлений о рукотворном мире, созданном трудом взрослых, и активное вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими для него людьми через большую (в объеме возрастных возможностей) самостоятельность в самообслуживании и включение в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда. Важно способствовать развитию самостоятельности, эмоционально поддерживать ребенка в стремлении брать на себя повседневные трудовые обязанности. Основной путь приобщения детей к труду в этом возрасте – создание педагогически целесообразных условий для развития познавательного интереса к миру взрослых, желания войти в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Позиция воспитателя направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде.

Основными методами воспитания являются следующие.

Наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий на целевых прогулках и экскурсиях.

Беседы о профессиях взрослых с использованием игровых персонажей и наглядности («Расскажем Почемучке, кто работает в детском саду»).

Загадки, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций о профессиях взрослых.

Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цели и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

Рассматривание предметов, инструментов, материалов как компонентов трудового процесса; создание коллекций родовых понятий («Мир игрушек», «Мир одежды и обуви», «Мир посуды», «Мир инструментов»).

Игровые ситуации для обучения детей процессам хозяйственно-бытового труда («Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль, стирать салфетку)»).

Сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям отражать в игре мир взрослых.

Организация жизненных и игровых ситуаций, позволяющих детям накапливать опят безопасного и экономически целесообразного поведения.

Дежурства, коллективный труд, трудовые поручения в условиях детского сада и семейного воспитания.

Данный раздел программы наиболее тесно интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация» за счет расширения представлений о мире взрослых, их трудовой деятельности, неразрывной связи познания этой стороны современного мира с развитием речи детей, формирования основ сенсорной культуры, включения детей в систему социальных отношений, отражения мира взрослых в детской игре.

Самостоятельность в самообслуживании, оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для укрепления физического здоровья, развития мелкой моторики. Умение правильно общаться с предметами и простейшими инструментами. Общее представление о бытовой технике, имеющейся в каждом доме, способствуют достижению целей формирования безопасного поведения детей.

Содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными разделами - «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребенка в данной образовательной области.

Проектирование Целостного образовательного процесса в средней группе предполагает интеграцию познавательной, игровой и трудовой деятельности, в которой ребенок участвует, общаясь со взрослыми и сверстниками. Ориентация детей в образовательной области и организация опыта ее освоения обеспечиваются через образовательные ситуации, позволяющие ребенку активно входить в предметный мир и мир понятной и посильной ему трудовой деятельности, расширяя их горизонты в соответствии с возрастными возможностями дошкольников пятого года жизни.

Наиболее эффективные для вхождения ребенка в реальные трудовые контакты педагогическая технология взаимосвязи средств трудового воспитания: формирование системных знаний о предметном мире и труде взрослых, обучение целостным трудовым процессам, детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи.

Для освоения всех процессов хозяйственно - бытового труда, посильных детям среднего возраста, их необходимо научить всего четырем основным (базовым) процессам. Это сервировка стола к обеду, мытье игрушечной посуды, вытирание пыли со стульев и стирка салфеток. Знакомить детей с базовыми процессами хозяйственно – бытового труда целесообразно на занятиях. Сходные по содержанию и структуре процессы (сервировка стола к завтраку, полднику, праздничная сервировка стола; мытье поддонов для растений, резиновых игрушек и пр.) дети легко осваивают в повседневной жизни, вне специально организованных занятий.

Дежурство – более сложная по сравнению с трудовыми поручениями форма организации детского труда. Обязанности дежурного требуют от ребенка достаточно высокого уровня самостоятельности, ответственности, умелости и инициативности. Педагогу не следует торопиться с введением дежурства, целесообразно подождать, пока все дети группы освоят позицию субъекта и научатся самостоятельно выполнять трудовые процессы. Опыт работы дошкольных учреждений по программе «Детство» показывает, что использование педагогической технологии взаимосвязи средств трудового воспитания позволяет вводить дежурство по столовой примерно в октябре – ноябре, а дежурство по подготовке к занятиям – во второй половине учебного года.

Дежурные по столовой выполняют почти весь процесс сервировки стола без помощи взрослого. Няня лишь обтирает столы, помогает расстелить скатерти и выставляет посуду из серванта на раздаточный стол. После еды дежурные убирают со стола стаканчики с салфетками, хлебницы, сметают крошки со скатерти или столов.

Большое значение для качественного выполнения обязанностей дежурного по столовой в этом возрасте имеет объем работы. В первой половине учебного года целесообразно ежедневно назначать столько дежурных, сколько в группе столов, за которым дети едят. Во второй половине года с обязанностями дежурных по столовой легко справляются двое детей.

Для четкой организации и эффективного методического сопровождения целесообразно оформить стенд «Наше дежурство». Расположить стенд лучше у входа в групповую комнату. Чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит, как была оценена работа дежурных.

Важным условием реализации программного содержания является создание в группе предметной развивающей среды. Реальные предметы и игрушки – одежда и обувь, посуда, мебель, инструменты и бытовая техника – стимулирует детские познавательные интересы к предметному миру и позволяют самостоятельно создавать пространственно – игровую среду для отражения представлений о трудовой деятельности взрослых. Необходимы разнообразные дидактические игры на сравнение предметов, группировку по родовым признакам. Оборудование помещений должно предоставлять ребенку возможность экспериментировать с водой, песком, глиной, бумагой и другими материалами, включаться в самообслуживание и повседневный хозяйственно – бытовой труд. При этом педагог постоянно обновляет среду, создавая условия для знакомства с новыми предметами и материалами.

Воспитатель взаимодействует с родителями детей, объясняя и помогая им стать активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребенка. Задача педагога – рекомендовать целесообразное содержание детской деятельности дома, необходимые ребенку игры, игрушки, книги.

Необходимо разъяснить родителям важность вхождения ребенка в реальные трудовые связи в условиях семьи, помочь определить трудовые обязанности и научиться правильно руководить детской деятельностью. Существенную помощь родителям в нахождении верного подхода к ребенку играют дискуссированные задачи, предполагающие обсуждение типичных ситуаций в детском саду и семье. Они помогают увидеть ошибки взрослых в воспитании у детей самостоятельности, взглянуть на ситуацию глазами ребенка и понять его чувства, выработать эффективный и безопасный путь вхождения сына или дочери в повседневный труд семьи.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Консультация для воспитателей «Основные направления работы по трудовому воспитанию» Консультация на тему:» Основные направления работы по трудовому воспитанию». Выделяются следующие виды детского труда: -Самообслуживание.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Виды совместной самостоятельной трудовой деятельности в средней группе
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 16:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Праздник волшебной воды»
Предварительная работа: познакомить детей с разными состояниями воды. Дать им возможность самостоятельно провести опыты, поэкспериментировать. С детьми также...
Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Подъемник»
Доброго времени, дорогие коллеги! Продолжаю представлять конспекты занятия с программируемыми конструкторами, разработанные творческой группой , в которую...
Конспект наблюдения на прогулке «Черёмуха весной» во второй младшей группе
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию наблюдение за цветущей черёмух ой. Цель: продолжение ознакомления детей с деревьями,...
Консультация для родителей «Мозаика из пластилина»
Занятие выкладывания мозаики из пластилиновых шариков на основе изображения может стать увлекательным видом деятельности для ребёнка. Во время творчества...
Фотоотчет «Приглашение на выпускной для родителей»
Приглашения для администрации на выпускной в нашей старшей специальной группе мы сделали и вручили. Осталось пригласить на наш праздник родителей. Идей...