Лучший педагог года

Викторина-игра по сказкам народов Севера «Многоцветье ямальского фольклора» к юбилею Ямало-Ненецкого автономного округа

Нина Камалова
Викторина-игра по сказкам народов Севера «Многоцветье ямальского фольклора» к юбилею Ямало-Ненецкого автономного округа

Викторина - игра по сказкам народов Севера "Многоцветие ямальского фольклора"

(для детей 6 – 8 лет к юбилею ЯНАО)

Тьютор МБДОУ «Детский сад № 22 «Синяя птица» г. Салехард,ЯНАО, Тюменская область: Камалова Нина Сергеевна

К мероприятию оформляется выставка:

- книги со сказками народов Севера, иллюстрации к ним

- фигурки - персонажи

Оформление панно: герб ЯНАО, флаг ЯНАО, карта Ямала, животные

Оборудование для игр - имитаций и подвижных игр народов Сибири.

Видео и музыкальное сопровождение:

Публикация «Викторина-игра по сказкам народов Севера „Многоцветье ямальского фольклора“ к юбилею Ямало-Ненецкого автономного округа» размещена в разделах

Экология. Охрана природы. "Видеостудия "КВАРТ" (видеодиск)

Музыка природы. "Ридерз Дайджест"

Мультфильм «Умка», Е. Крылатов «Колыбельная Медведицы» из м/ф «Умка» (видеодиск)

Ведущий:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать всех, кто пришел к нам.

- А вы любите сказки? Какие сказки знаете? - Молодцы!

- В сказке попадаете в чудесный мир. Вас окружают могучие богатыри, страшные чудовища, говорящие птицы и звери.

Всюду, где живут люди, живут и сказки. Пословица народов севера гласит "БЕЗ СКАЗКИ ЖИТЬ - без соли рыбу есть".

Каждый народ вносит в сказки что - то свое, только ему присущее. В сказке отражается национальный характер, его обычаи и юмор. Сказка впитывает в себя запахи и краски природы.

- Собирали и записывали народные сказки ученые, собиратели сказок, журналисты, преподаватели. Изучали обычаи, язык, сказочные сюжеты. (Показ на выставке книг).

Расскажи нам, Ямал, о рожденье своем,

Как в дремучих веках ты явился на свет,

Как припал к ледяной материнской груди

И растил богатырскую силу свою,

Чтобы стать великаном с великой судьбой

И чтоб алые звезды взошли над тобой.

(Леонид Лапцуй, из поэмы "Рождение Ямала")

- Наш округ образован 10 декабря 1930 года (Ямало - Ненецкий национальный округ). Расположен в зонах тундры и лесотундры. Суровый климат. Много речек и озер. Преобладало оленеводство, рыболовство, пушной промысел. Это и изображено на гербе Ямала.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на севере живем.

И. Истомин «Мы на севере живем»)

Ведущий: Красив наш край. В тундре природа разноцветная. А душа природы - это люди.

Суров мой север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

(Л. Лапцуй «Мой край»)

Видеофильм о тундре (отрывок).

Скажите мне, а разве плохо,. На севере России где - то

Когда вся тундра в феврале, Под круглолицею луной

Себя окрасив лунной охрой, Она, как снежная планета,

Не уступает места мгле. Блестит безмолвной белизной.

(Л. Лапцуй «Тундра»)

Не будь на севере оленя, Казалось, что живые соки

Что стало б с тундрою моей? Ему сюда принес Ямал.

Гордится им как украшеньем, Олень стоял, печальный, строгий,

Она и смотрит веселей. И ветром родины дышал.

(Л. Лапцуй "Ковер тундры»)

Ведущий - На флаге Ямала орнамент "Оленьи рога" и на гербе изображен олень - один из основных обитателей тундры, символ мощи и независимости, и района оленеводства. Полярная звезда - символ путеводности (света во мраке ночи). Белые медведи как бы охраняют полуостров.

Видеомультфильм. "Умка"(отрывок о белых медведях)

. Тундра учит ребятишек испокон веков

Не бояться долговечных голубых снегов.

Если снег тебе привычен, словно молоко, -

С нашей тундрой своенравной сдружишься легко!

("Эдейка")

Викторина "Разные сказки"

Задание 1. Вопросы:

1. В какой сказке живут говорящие медведи? ("Белый и Черный"- ненецкая)

2. Какие герои сначала дружно жили, а затем обиделись?

(Мышонок и Олененок - ненецкая).

3. В какой сказке медведи боролись, рычали, пока совсем не

устали? ("Белый и Черный")

4. Как еще по-другому называется сказка "Белый и Черный"?

("Два медведя" в переводе другого автора)

5. Кто взял с собой предметы: 2 туеска (ведерко из березовой

коры,маслице (смазать петли двери, крупу (для черных

птиц, корзину со смолой (смоляная река, деревянный

гребень (для густого леса, брусок (каменная гора)? ("Дочка

ростом с веретенце"- коми)

6. В какой сказке есть великан? (Каменных гор - "Золотой

город"- хантыйская)

7. Кому дали в помощь саночки? (старик сделал дочери - идти

к хозяину ветров "Хозяин ветров" – ненецкая)

8. Какому герою помогала старушка советами? ("Дочка

ростом с веретенце")

9. Кто фыркнул от обиды и побежал в другую сторону?

(Олененок – "Мышонок и Олененок")

10. Чего не должна была делать девушка по дороге к Котуре?

(не останавливаться, не завязывать вязки, не вытрясать снег,

не прогонять птичку, не трогать ничего в чуме Котуры -

"Хозяин ветров")

11. Что было в корытце, которое отдала бабушка девушке в

сказке "Хозяин ветров"? (ножи, скребки и мялки для

выделывания шкур, стальные иголки)

Задание 2."Как называется сказка?" (Узнать по отрывку из сказки).

1. Отрывок. " Правильно у нас говорят: опасно по мелкому делу к

розным силам обращаться. Оттого не просит дерево тучу

убить молнией короеда на своем стволе" ("Зайчик"-

хантыйская).

2. Как называется сказка, которая начинается так: "Когда было -

неведомо, в каком месте - незнаемо, а только стоял на земле

город. Семь дней и ночей до него ехать. Он всем издали был

виден: ярко светился. Город населяли вольные люди" ("Золотой

город" - хантыйская)

3. Отрывок.

". Услышишь смех в безлюдном поле зимой, не бойся. Дружные прахи вспоминают, как погнался дед, да и застрял в снегу по самую голову, как кол в сугробе" ("Когда куропатки смеяться стали"- хантыйская)

4. Отрывок.

". Рассердились женщины, побежали бить собак. Собаки

бросились грызть тетиву и портить луки, охотники пошли

стрелять водяного зверя. И вода пошла гасить огнь. Огонь

разъярился, раскидал пламя. В пожаре сгорела лужайка и

трава". ("Зайчик")

5. Отрывок. ". Вот что было. Жила на свете бедная женщина. Было

у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли

на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать - суши.

Трудно было матери" ("Кукушка" - ненецкая)

6. Отрывок. Как называется сказка?

". А в зимовье веселые люди жили; охотник с женой, их старые родители, ребятишки. И все - то у людей было ладно да складно. Песни да радость в избе. Шутки да смех около дома. Недалеко от зимовья куропатки кормились. " ("Когда куропатки смеяться стали"-хантыйская)

7. Отрывок. Из какой сказки? "Пошли вдвоем. Мышонок еле

успевает. А когда шли между кочками, чуть не наступил на

него Олененок"("Мышонок и Олененок")

8. "Всю зиму лапу сосал - спал. Пришла весна. Пошел бродить по

лесу. Бродил - бродил, ходил - ходил и вышел к Ледовитому

морю" ("Белый и Черный")

9. Отрывок. "В одном стойбище старик жил. Вместе с ним три

дочери жили. Младшая - самая хорошая, самая умная

была" ("Хозяин ветров" - нен.)

Драматизация сказки ненецкой "Белый и Черный"

Задание 3."Узнай сказку". По прочитанному отрывку из произведения угадать героя, которому принадлежат слова. Показать книгу с этой сказкой.

1. Кто о себе сказал так : " Ку - ку, ку - ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я".

(мать - "Кукушка"- ненецкая).

2. Отрывок. Кто это приговаривал?

"Овечки, овечки мои,

Собирайтесь поскорее,

Сами себя остригите,

А мне шерсть оставьте!" ?

("Дочка ростом с веретенце"- коми)

3. Чей это портрет?

". От гордости ничего не видит и не слышит. За Мышонком

Горностай, за хвост его держится Песец, а за ним - Лиса.

Наконец Белый медведь вцепился в Лису. " ("Сова и

Куропатка" -ненецкая)

4. Отрывок. Кто сказал? " - Ты, оказывается, тоже сам не знаешь, куда идешь. Коли так, пойдем вместе!" (Мышонок –" Мышонок и Олененок")

5. Отрывок. Кто это говорил?

" - Зачем в такой мороз по нашим следам ходишь? Что нас ловить петлями - силками? Выгони старуху. А в избе - то вымой да прибери. Мы беленькие, молоденькие, сами прилетим" (Куропатки из хант. сказки "Когда куропатки смеяться стали")

6. Отрывок. Кто сказал? " - Эх ты, дружок! Сам большой, а

недогадливый! Я маленький, а хитрее тебя!" (Мышонок)

7. Кто сказал? "Ты сильнее меня, да я проворнее. И никогда нам

не победить друг друга. Видать, мы с тобой братья. " ("Белый

и Черный")

Задание 4. "Изобрази походку" - персонажа сказки.

- зайчик

- мышонок

- олененок

- кукушка

- гусыня

- девочка Айога (перед зеркалом)

- медведь

- старик (ловит куропаток)

- куропатки

- лисичка

- сова

Ведущая (показывает) : Герб Ямала : Стоят на льдинах белые медведи. Белые полярные медведи - обитатели побережья округа океана и его островов.

Динамическая пауза «Льдина» (имитация, взявшись за руки)

Под аудиозапись Е. Крылатова «Колыбельная Медведицы» из м/ф «Умка» дети встают в круг и приседают - "льдина". "Плывут" - покачиваются и "дуют"(ветер). "Медведи" ходят по льдине. Дети подпевают слова песни "Мы плывем на льдине, словно бригантине…"

Игра ненецкая "Охотник и куропатки" (двигаться легко,

руки -"крылышки"под музыку, по окончании "зарыться " в снег).

Задание 5. Загадки о персонажах сказок (из фигурок, стоящих на столе)

1. Без рук, без ног ходит и следов не оставляет. (Рыба).

2. Из капкана он уйдет, от аркана убежит.

В тундре звездной и морозной всюду путь ему открыт. (Олень).

3. На конце холма чернеет уголек. (Песец).

4. Она, как снег, от солнца прячется, а мыши от нее. (Сова)

5. Гнутые рога и шерсть густая, гладкая, как на коре смола. (Олень)

6. Ты всех белей на свете, носишь шубку белую, лапки твои белые.

Белый, белый ветер скачет по белым твоим следам. (Горностай)

7. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Он всю зиму до весны

Спал в берлоге, видел сны. (Медведь)

8. Бегает быстро и прыгает ловко,

Скачет то в белом, то в сером пальтишке. (Зайчик)

9. У нее полна нора всевозможного добра:

Ей и сытно и тепло, дождик был - не протекло. (Мышь)

Длинный хвостик гол у крошки,

"Пи -и -и" - пищит при виде кошки. (Мышь)

Ведущий:

"Игра в оленей"

В сказках древнего Ямала,

В песнях новых поколений -

Всюду словом благодарным

Люди чествуют оленей. (Леонид Лапцуй "Эдейка")

Забава для ребят "Вытяни из круга (перетяни Олежка)

На детях "оленят" - "вожжи", сшитые между собой. Стоят на четвереньках в кругу из каната (или с разных сторон полосы). По сигналу начинают тянуть в разные стороны - кто перетянет.

VI. За активное участие и артистам вручают призы.

Список литературы.

1. Богун П. Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского

района. - МГП "Атомполиграфсервис",1993 г. - 76 с., ил.

2. Огонь - камень: Сказки народов Тюменского Севера. -

Свердловск, Сред. - Урал. кн. изд - во, 1980. - 144с., ил.

3. Окотэтто Е. Н. Ненецкие подвижные игры с детьми младшего

дошкольного возраста: Пособие для воспитателя мини детского

сада в условиях кочевья и рыболовецкого стана. - Тюмень: ИПОС

СО РАН, 1994. - 32 с., ил.

4. Северные родники : Лит. - краевед. хрестоматия для школ Ямало -

Ненецкого автономного округа / Авт. - сост. Л. В. Фёдорова. -

Тюмень: Изд -во Ин -та проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

5. Хозяин ветров: Сказки народов РСФСР / Пересказал М. Булатов;

рис. И. Кузнецова. - Переизд. - М. : Дет. лит., 1988. - 224 с., ил.

6. https://www.yamal-spb.ru/16

Публикации по теме:

«Организация прогулок и подвижных игр для детей коренных малочисленных народов Севера» Важными средствами физического воспитания детей является систематические прогулки и игры на открытом воздухе. Организация свободного времени.

Проект «Развитие представлений о социокультурных ценностях народов Крайнего севера саами» Стендовый доклад «Развитие представлений о социокультурных ценностях народов Крайнего севера в рамках реализации проекта «Саамы жители Кольской.

Фольклорный праздник встречи весны у народов севера «Вороний день» Ханты-фольклорный праздник «Вороний день» Цель: Познакомить детей с историей и традициями народов Севера – ханты, на примере одного из.

Игра-викторина по сказкам Программное содержание:расширить знание детей о хорошо знакомых сказках, формировать художественно-речевые способности;развивать память;.

Игра-викторина по сказкам Г. Х. Андерсена (фотоотчет)Игра-викторина по сказкам Г. Х. Андерсена (фотоотчет) В апреле, в рамках празднования Всемирного дня детской книги и 210-летия со дня рождения великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена,.

Конспект НОД «Викторина по сказкам разных народов России» с детьми подготовительной группы с использованием ЭОР Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическое развитие.

Литературная викторина для детей старшей группы по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста по русским народным сказкам и сказкам К. И. Чуковского. Подготовила: воспитатель.

НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: «Промыслы коренных народов севера»НОД Познание ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста: «Промыслы коренных народов севера» тема НОД : Промыслы коренных народов севера ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ВОСПИТАТЕЛЬ: КАГАРМАНОВА С. Н. Цель: Формирование у детей познавательного.

Самоанализ образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Традиции и культура народов Севера» Тип НОД: познавательное Форма НОД: путешествие Цель: Знакомить детей с национальной женской одеждой, традициями коренных народов севера.

Конспект НОД «Традиции и культура народов севера» Тип НОД: познавательный Форма НОД: путешествие Тема: «Традиции и культура народов севера» Тип НОД: познавательное Форма НОД: путешествие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Викторина-игра по сказкам народов Севера «Многоцветье ямальского фольклора» к юбилею Ямало-Ненецкого автономного округа
Опубликовано: 4 ноября 2015 в 00:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД