Папки-передвижки

Викторина по речевому развитию детей «Сказки из волшебного сундучка»

Лариса Гунько
Викторина по речевому развитию детей «Сказки из волшебного сундучка»

Викторина по речевому развитию детей

на тему «Сказки из волшебного сундучка»

(подготовительная группа)

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством

Программное содержание:

дать детям понятие, что такое устное народное творчество,

познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;

Публикация «Викторина по речевому развитию детей „Сказки из волшебного сундучка“» размещена в разделах

закреплять знание русских народных сказок; развивать речь детей, память, логическое мышление;

закреплять произношение звука (Ч, корректировать координацию движений и речи, способствовать формированию диафрагмального дыхания; развивать мимику движений

активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество.

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Предварительная работа.

Чтение русских народных сказок : «Царевна лягушка», «Иван царевич и серый волк», «Финист —ясный сокол», «Снегурочка», «Каша из топора»,

«Как мужик гусей делил», «По щучьему велению», «Сивка—бурка»,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван- крестьянский сын».

Рассказывание сказок :«Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун», «Колобок», «Гуси—лебеди».

Пересказ сказок : «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка» с использованием мнемотаблиц.

Рассматривание иллюстраций к сказкам. Рисование по сказкам «Иван царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Лепка по сказке «Три медведя».

Ход ОД.

Психогимнастика «Солнышко»

Воспитатель: Ребята, давайте поднимем ручки вверх, к солнышку, оно поделится с нами своим теплом, добротой, лаской, а теперь возьмёмся за руки и поделимся этим теплом и добротой друг с другом. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с друзьями улыбкой.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, в какой стране мы живем?

Дети: В России.

- Правильно, мы живем в России. Как называют жителей нашей страны?

Дети: Россияне.

- Правильно. Россия большая страна, и ее населяет много народов. А на каком языке говорят россияне?

Дети: На русском.

- Красив, богат, могуч наш русский язык. В древние времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали, не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, а та— своей. А знаете, как в древние времена назывались губы? Губы назывались — уста. Поэтому, то, что сочинял народ и не мог записать, называется устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.

(Стук в дверь, входит домовенок Кузя. В руках сундук. Плачет.)

Воспитатель: Кто это к нам пожаловал?

Кузя: Вы меня узнали?

Ответ детей.

Воспитатель: Почему ты такой грустный? Что у тебя случилось?

Кузя: У меня большое горе. Только вы можете мне помочь. Баба Яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки, какие хранились в моем сундучке.

Воспитатель: Придется помочь Кузе. Для этого нам нужно отправиться в волшебную страну сказок. А чтобы попасть в чудесную страну сказок, надо произнести волшебные слова.

Логоритмическая гимнастика.

В сказочное времечко (Маятник перед собой правой рукой)

Времечко чудесное (Маятник левой рукой) Тихо начинается (Палец к губам)

Сказка интересная. (Развести руками)

Приведут тропиночки нас в края далекие (Шаги)

Через чащи темные (Закрыть глаза руками) И моря глубокие. (Наклон, руки вниз)

Царство тридесятое (Сделать руками корону)

Чудесами славится (Надеть корону) Но со злыми чарами (Руки вперед перед грудью)

Нам задача — справиться. (Ритмичные движения указательными пальцами) Пусть чинят препятствия Силы зла старательно (Руки крестообразно перед грудью)

Победит все доброе (Поворот вокруг себя)

В сказке обязательно. (Руки перед собой)

(В. Бредис. Звучит музыка.)

Воспитатель: Вот мы и в сказочной стране. Что это за конверт? Да это же задание от Бабы Яги!

На картинки посмотрите, всех героев назовите,

Что за сказка? Подскажите.

Д / и «Назовите героя. Что за сказка

Кузя: О, коварная Баба Яга! Вы, наверное, не справитесь!

Воспитатель: Постараемся. Давайте дадим характеристику каждому герою. «Три медведя» Какие в сказке медведи?

«Волк и семеро козлят» Почему с козлятами случилось это несчастье?

Какой волк в этой сказке? А мама- коза - какая?

«Теремок» Добрые звери в этой сказке или злые?

«Заяц хвастун» Можно ли про зайца сказать, что он смелый?

«Колобок» Кто в этой сказке съел колобка? Как это ей удалось? А вы обратили внимание, кто герои этих всех сказок?

Дети: Животные.

Воспитатель: Сказки о животных считаются самыми древними. Главными персонажами в них выступают звери. Наши предки раньше, чтобы прокормить семью, охотились и их жизнь зависела от удачи на охоте и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.

Сказки о животных мы расколдовали. Кузя, клади свои сказки в сундук.

Кузя: Ой, спасибо, молодцы. Мои любимые сказки о животных! А мы отправляемся дальше.

Вот конверт. Посмотрим, что ещё приготовила нам Баба Яга!

Покажу вам предметы чудесные

Отгадайте, кому они были полезные?

1 Лук и стрела. Из какой сказки эти предметы? («Царевна лягушка») Какую роль они сыграли в сказке?

2. Живая и мертвая вода. («Иван - царевич и серый волк») Как помогла эта вода нашему герою?

3. Серебряное блюдечко и золотое яблочко. («Финист —ясный сокол») Как

использовала героиня эти предметы?

4 Печка. Из какой сказки попала к нам печь? («Гуси- лебеди») Кому она помогла?

5. Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме? («Снегурочка») Зачем же ее слепили?

Воспитатель: Вот и еще сказки расколдовали. Чем похожи все эти сказки? (В них встречаются превращения)

Да. Это— волшебные сказки. В волшебных сказках живут фантастические существа, героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса.

Вот тебе, Кузя, волшебные сказки. Складывай их в сундучок. Все, полный

сундучок?

Кузя: Нет, у меня были еще сказки.

Воспитатель: Ну, что ж, придется продолжить путь.

Физкультминутка.

Давайте отдохнем, физкультминутку проведем.

Сказка даст нам отдохнуть, Отдохнем— и снова в путь.

Василиса нам сказала : «Наклоняйтесь влево, вправо».

Вот Снегурочки слова: «Приседайте, как пружинки, Полетайте, как снежинки!»

Конверт. «На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите

Мнемотаблицы.

«У страха глаза велики». Про кого эта сказка?

«Каша из топора» Какой солдат в этой сказке?

«Вершки и корешки». О ком сказка? (Ответы детей)

Кузя: Вот спасибо.

Воспитатель: Подожди, здесь еще сказка. Но её, Кузя, ты будешь отгадывать. (Кузя не может отгадать.)

Воспитатель: Хорошо, мы тебе ее сейчас покажем с помощью движений, без слов. А ты попробуешь отгадать.

(Дети показывают сказку «Репка» с помощью мимических движений. Кузя отгадывает.)

Воспитатель: А эти сказки в таблицах называются бытовыми. Что такое быт? Это — жизнь людей. В этих сказках главные герои—люди. Благодаря своей смекалке, уму, ловкости или хитрости преодолевают все трудности. Вот тебе и бытовые сказки. А теперь полный сундучок? Давай поищем ещё.

Дыхательная гимнастика «По ровненькой дорожке»

Вы на славу потрудились и немного утомились. Дружно встать нам всем пора, начинается игра.

Во время ходьбы на месте : руки вверх—вдох, опустить—выдох. По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки По пням, по кочкам, по камешкам, по камешкам, в ямку—бух!

Все любят сказки добрые— довольно, детвора! Скорее все за дело, вновь в сказку нам пора!

Конверт. «Эта ромашка—не просто цветок, А ну-ка, скорей оторви лепесток. На нем прочитаешь задание, А ну-ка, проверь свои знания!

(На лепестках задания)

Отгадать сказки и определить вид : волшебная, бытовая, о животных.

1 «По- щучьему велению, по моему хотению»

Из какой сказки слова? Кто их говорил? За что щука подарила Емеле эти слова?

2. «Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Что это за сказка? За что Сивка-бурка помогал Иванушке - дурачку?

3.«Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок.» В какой сказке

живут эти грустные слова? Кто так плакал?

4.«Ловись, рыбка, и мала и велика!» Кто так приговаривал?

5. На этом лепестке лапы большие, перепончатые, хвост длинный, змеиный. Из какой сказки следы? Герой добрый или злой? Кто его смог победить? Как?

6. Странные следы: сначала шла женщина, а потом ее ноги в лягушачьи

лапы превратились. Что за сказка? Кто заколдовал царевну- лягушку? Кто

помог Ивану-царевичу спасти ее?

7. А тут гусиные следы. Не помните сказку? Почему с мальчиком случилось несчастье? Чему учит эта сказка? Вот тебе, Кузя, еще сказки. А теперь твой сундучок полный?

Кузя: Сейчас узнаем. (Складывает в сундук сказки. Звучит музыка) Вот теперь все! Спасибо, дети!

Воспитатель: Нет, чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть, про ковер - самолет. Нет, не праздные люди сказки слагали, а слагал их наш мудрый русский народ.

Что же такое устное народное творчество? Почему оно называется устным? Какие сказки мы собрали в сундучок Кузе? Какие сказки называются волшебными? Бытовыми? О животных?

Баба Яга: Здравствуйте, ребята! Вы Кузьму моего не видели? Ой, Кузенька, прости меня, старую! Я больше никогда не буду трогать твой сундучок. Пойдем домой, я тебе пирожков напекла. И вы, дети, угощайтесь!

(Угощает детей пирожками)

Публикации по теме:

План самообразования воспитателя логопедической группы «Устное народное творчество в воспитании и развитии речи детей» План самообразования воспитателя логопедической группы Двойневой Галины Давыдовны ТЕМА: «Устное народное творчество в воспитании и.

Приобщение детей к русским народным сказкам Слушая сказки, малыши с ранних лет приобщаются к истокам русского народного творчества, знакомятся с произведениями детских писателей, у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Викторина по речевому развитию детей «Сказки из волшебного сундучка»
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 00:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД