МААМ-картинки

Влияние арттерапии на формирование здоровья дошкольников.

Светлана Ильина
Влияние арттерапии на формирование здоровья дошкольников.

Влияние арттерапии на формирование здоровья дошкольников

В специальной литературе проблема формирования здоровья дошкольников средствами арттерапии рассматривается в основном в контексте специального образования. Арттерапия - важный элемент коррекционно-развивающего процесса в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития, где она дает положительные результаты.

Публикация «Влияние арттерапии на формирование здоровья дошкольников,» размещена в разделах

Отбор и композиция направлений в арттерапии очень тесно связаны с возрастными и индивидуальными особенностями детей с отклонениями в развитии и в основном определяются степенью выраженности нарушения развития. В системе массовых ДОУ арттерапия применяется менее широко, однако, и в них многие дети нуждаются в особых программах формирования здоровья, в которых должен быть учтен весь комплекс нервно-психических, интеллектуальных, психологических и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать формированию психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития. Именно этим требованиям отвечает методика арттерапевтической работы.

В системе работы с детьми-дошкольниками в типовых ДОУ можно выделить основное направление использования арттерапии для укрепления и формирования здоровья детей - психофизиологическое, связанное с повышением резервов физического и нервно-психического здоровья и коррекцией соответствующих нарушений.

Арттерапия является компонентом здоровьеобеспечения учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Технологии арттерапии включают в себя комплексы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности, способствуют формированию двигательных качеств, мелкой и крупной моторики, гармонизации психо-эмоционального состояния, формированию устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни, посредством обучения детей навыкам самооздоровления.

Модели арттерапии представляют собой современную здоровьесберегающую технологию с использованием совокупности методов, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в образовательном учреждении с учетом его возрастных, нервно-психических возможностей, уровня развития здоровья.

Реализация программ по арттерапии дает прекрасные результаты. Дети на занятиях освобождаются от негативных эмоций, стрессов, «зажимов», от робости и стеснительности, физической неуклюжести, угловатости, неуравновешенности.

Я, наиболее часто используется в группе изотерапию, в частности, рисуночную терапию (или терапевтическое рисование, дополняя игрой, сказкой, музыкой. При использовании изотерапии предлагаю и разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Групповая изотерапия наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям дошкольников арттерапия.

Влияние изотерапии на формирование здоровья дошкольника определяется тем, что:

- рисунок и другие продукты деятельности ребёнка позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека,

- уже сам процесс рисования, изготовления поделок, выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и сам ребёнок в этом процессе «ведущий»

- при рисовании, лепке и др. у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания, пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера,

- рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга ребенка (следовательно, и образного мышления,

- возможность показать плоды своего труда другим наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора.

В процессе арт-терапии формируется психологическое здоровье детей : удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству. Через творчество ребята получают новую информацию о себе : «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями». Через взаимодействие с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

Таким образом дополнительно формируется положительная самооценка ребенка и его позитивное отношение к окружающему миру. В ходе взаимодействия с детьми отрабатываются проблемы эмоционально-личностной сферы. Параллельно эти занятия способствуют развитию творческого потенциала ребенка в целом и воображения в частности.

При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, рисование – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции.

В понимание «здоровья» разные авторы вносят свои акценты, но вместе с тем имеются и общие для всех положения: подчеркивается обусловленность здоровья внутренними и внешними факторами; отмечается качественно-количественная степень здоровья как состояние уравновешенности организма со средой. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.

Литература:

1. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М. : 2001

2. Зайцев Г. К., Колбанов В. В. Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. - СПб. : Питер, 1994

3. Фадина Г. В. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. - Балашов, 2004

4. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании –М. : Академия, 2001.

5. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб: Питер, 2002

Публикации по теме:

«Сухой дождь»«Сухой дождь» В Интернете заинтересовала статья по коррекционной технологии – метода арттерапии, понравилось нетрадиционное оборудование и сразу сделали.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние арттерапии на формирование здоровья дошкольников.
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 22:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД