Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР

Наталья Травникова
Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР

Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразования у детей с ТНР. В соответствии с лексическими темами я использую комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей.

Например, «Подбери картинку» (классификация предметов) «Найди лишний предмет», «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др., «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, «Назови части», «Подбери соответствующие картинки словам» (Лохматый, косолапый. (медведь); Маленькая, быстрая, проворная. (белка); «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто) — девочка, медведь. ; (что) — время, дождь. и т. д, «Кто как ест?», «Кто как голос подает?» (подобрать по картинкам как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Волк (что делает) — воет, бегает, рычит, кусает, грызет); «Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»). Дети выкладывают лучики: солнце (какое) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определенной мысли, эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения. Например: подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

Упражнения на развитие лексики (подбор к действию объектов). Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п. Высказывания детей: “Осенью летает птица, жук, пушинка от ветра, листики желтые летят с дерева”.

Упражнения на установление противоположностей (развитие антонимии).

Упражнения на развитие словообразования («Назови ласково», «Чей малыш?», «Какой сок?»)

Упражнения на закрепление словоизменения существительных, прилагательных, глаголов («Один-много», «1,2…5», «Какого цвета?», «Жадина»)

Упражнения на формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т. д.).

Упражнения на подбор родственных слов (ель, ельник, еловая).

Упражнения на подбор эпитетов к предмету. Какие бывают белки? Ответ детей 5—6 лет: маленькие, рыжие, пушистые, умные, озорные, весёлые, смелые, запасливые. Узнавание по эпитетам предмета. Предлагаю детям отгадать, что это: круглый, оранжевый, большой, твёрдый, а внутри мягкий, вкусный, сочный, полезный. Дети отгадывают — апельсин. В составлении таких загадок участвуют сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про дерево: высокая, треугольная, зелёная круглый год, с иголками, главная гостья в Новый год. Что это? (ель).

Большое, разностороннее влияние на совершенствование речи, активизацию и обогащение словаря ребёнка имеют дидактические игры и упражнения, требующие увеличения концентрации внимания, активизации мыслительных процессов, которые использую на разных стадиях реализации проекта как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. В игре ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Для пополнения и активизации словарного запаса использую словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач ребёнку необходимо описать предмет или его изображение, составить рассказ по представлению и др. В начале обучения игры упражнения провожу в медленном темпе, т. к. приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение становится игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В таких играх часто использую мяч, который бросаю по своему усмотрению любому участнику игры.

Прежде чем начать игру, стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше.

С самого начала и до конца игры активно вмешиваюсь в ее ход: отмечаю удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадриваю застенчивых, вселяю в них уверенность в своих силах. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющие отдают фант, т. е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов очень нравится детям, они с удовольствием выполняют разные задания: имитируют звуки животных, перевоплощаются, выполняют смешные действия, требующие выдумки. Игра становится весёлой, без принуждения и скуки.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразования у детей с ТНР. В соответствии с лексическими темами я использую комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей.

Например, «Подбери картинку» (классификация предметов) «Найди лишний предмет», «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др., «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, «Назови части», «Подбери соответствующие картинки словам» (Лохматый, косолапый. (медведь); Маленькая, быстрая, проворная. (белка); «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто) — девочка, медведь. ; (что) — время, дождь. и т. д, «Кто как ест?», «Кто как голос подает?» (подобрать по картинкам как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Волк (что делает) — воет, бегает, рычит, кусает, грызет); «Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»). Дети выкладывают лучики: солнце (какое) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определенной мысли, эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения. Например: подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

Упражнения на развитие лексики (подбор к действию объектов). Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п. Высказывания детей: “Осенью летает птица, жук, пушинка от ветра, листики желтые летят с дерева”.

Упражнения на установление противоположностей (развитие антонимии).

Упражнения на развитие словообразования («Назови ласково», «Чей малыш?», «Какой сок?»)

Упражнения на закрепление словоизменения существительных, прилагательных, глаголов («Один-много», «1,2…5», «Какого цвета?», «Жадина»)

Упражнения на формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т. д.).

Упражнения на подбор родственных слов (ель, ельник, еловая).

Упражнения на подбор эпитетов к предмету. Какие бывают белки? Ответ детей 5—6 лет: маленькие, рыжие, пушистые, умные, озорные, весёлые, смелые, запасливые. Узнавание по эпитетам предмета. Предлагаю детям отгадать, что это: круглый, оранжевый, большой, твёрдый, а внутри мягкий, вкусный, сочный, полезный. Дети отгадывают — апельсин. В составлении таких загадок участвуют сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про дерево: высокая, треугольная, зелёная круглый год, с иголками, главная гостья в Новый год. Что это? (ель).

Большое, разностороннее влияние на совершенствование речи, активизацию и обогащение словаря ребёнка имеют дидактические игры и упражнения, требующие увеличения концентрации внимания, активизации мыслительных процессов, которые использую на разных стадиях реализации проекта как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. В игре ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Для пополнения и активизации словарного запаса использую словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач ребёнку необходимо описать предмет или его изображение, составить рассказ по представлению и др. В начале обучения игры упражнения провожу в медленном темпе, т. к. приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение становится игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В таких играх часто использую мяч, который бросаю по своему усмотрению любому участнику игры.

Прежде чем начать игру, стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше.

С самого начала и до конца игры активно вмешиваюсь в ее ход: отмечаю удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадриваю застенчивых, вселяю в них уверенность в своих силах. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющие отдают фант, т. е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов очень нравится детям, они с удовольствием выполняют разные задания: имитируют звуки животных, перевоплощаются, выполняют смешные действия, требующие выдумки. Игра становится весёлой, без принуждения и скуки.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразования у детей с ТНР. В соответствии с лексическими темами я использую комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей.

Например, «Подбери картинку» (классификация предметов) «Найди лишний предмет», «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др., «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, «Назови части», «Подбери соответствующие картинки словам» (Лохматый, косолапый. (медведь); Маленькая, быстрая, проворная. (белка); «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто) — девочка, медведь. ; (что) — время, дождь. и т. д, «Кто как ест?», «Кто как голос подает?» (подобрать по картинкам как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Волк (что делает) — воет, бегает, рычит, кусает, грызет); «Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»). Дети выкладывают лучики: солнце (какое) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определенной мысли, эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения. Например: подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

Упражнения на развитие лексики (подбор к действию объектов). Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п. Высказывания детей: “Осенью летает птица, жук, пушинка от ветра, листики желтые летят с дерева”.

Упражнения на установление противоположностей (развитие антонимии).

Упражнения на развитие словообразования («Назови ласково», «Чей малыш?», «Какой сок?»)

Упражнения на закрепление словоизменения существительных, прилагательных, глаголов («Один-много», «1,2…5», «Какого цвета?», «Жадина»)

Упражнения на формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т. д.).

Упражнения на подбор родственных слов (ель, ельник, еловая).

Упражнения на подбор эпитетов к предмету. Какие бывают белки? Ответ детей 5—6 лет: маленькие, рыжие, пушистые, умные, озорные, весёлые, смелые, запасливые. Узнавание по эпитетам предмета. Предлагаю детям отгадать, что это: круглый, оранжевый, большой, твёрдый, а внутри мягкий, вкусный, сочный, полезный. Дети отгадывают — апельсин. В составлении таких загадок участвуют сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про дерево: высокая, треугольная, зелёная круглый год, с иголками, главная гостья в Новый год. Что это? (ель).

Большое, разностороннее влияние на совершенствование речи, активизацию и обогащение словаря ребёнка имеют дидактические игры и упражнения, требующие увеличения концентрации внимания, активизации мыслительных процессов, которые использую на разных стадиях реализации проекта как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. В игре ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Для пополнения и активизации словарного запаса использую словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач ребёнку необходимо описать предмет или его изображение, составить рассказ по представлению и др. В начале обучения игры упражнения провожу в медленном темпе, т. к. приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение становится игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В таких играх часто использую мяч, который бросаю по своему усмотрению любому участнику игры.

Прежде чем начать игру, стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше.

С самого начала и до конца игры активно вмешиваюсь в ее ход: отмечаю удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадриваю застенчивых, вселяю в них уверенность в своих силах. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющие отдают фант, т. е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов очень нравится детям, они с удовольствием выполняют разные задания: имитируют звуки животных, перевоплощаются, выполняют смешные действия, требующие выдумки. Игра становится весёлой, без принуждения и скуки.

Публикации по теме:

Дерево знанийДерево знаний Пособие по обучению детей включает много дидактических игр по разным темам. Например: «Времена года» -определение времени года по цвету.

Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы»Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме "Домашние птицы". 2. формирование лексико-грамматического строя речи.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР
Опубликовано: 6 июня 2013 в 09:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...
Мастер-класс по изготовлению Ловца снов.
Уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня, я хотела бы поделиться с вами своим увлечением и рассказать, как можно сплести ловец снов. Ловец снов –...