Влияние фольклора на развитие дошкольников

Таисья Богидаева
Влияние фольклора на развитие дошкольников

Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края, осознаётся современным общество в качестве жизненно-важной проблемы. «Иван – родства не помнящий», сегодня мы с горестью постигаем истинный смысл этого выражения. Народная педагогика, как система знаний и навыков воспитания подрастающего поколения на основе народных представлений о мире и взаимоотношения человека с ним, складывались веками, воплощаясь в этнокультурных традициях и художественном творчестве народа. Пройдя через века и вобрав в себя культурный опыт нации, народная педагогика сконцентрировала в себе и отобрала самое характерное, что есть в национальном характере, в системе личностных отношений, эстетических представлениях, нравственных и духовных основах народа. Творческое осмысление и применение этого опыта является основой нормального развития современного общества.

Обращение к народной педагогике в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с детьми и детей друг с другом, запечатлённые с жанром детского фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребёнка, отвечает его возможностям и потребностям. Предаваясь от одного поколения к другому, в течение многих столетий, произведения детского фольклора обрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать, как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребёнка, здорового духом и телом.

Но фольклорные игры и произведения, к сожалению, теряют привлекательность для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, интернет, то есть современная художественна среда. Недостаточной разработанной областью в современной практике дошкольного воспитания является развитие музыкальной деятельности у детей на основе приёмов, выработанных народной педагогикой. В связи с вышесказанным, считаю актуальной тему «Обогащение музыкальных впечатлений у детей дошкольного возраста средствами русского народного фольклора». Мы пришли к выводу, что на пути возрождения народных традиций в воспитании детей, необходимо понимание того, что фольклорные произведения – это не музейные экспонаты, которые «нельзя трогать руками», в которых нельзя ничего менять. Фольклорные произведения – это, скорее всего, функциональные творения, рождённые потребностями самой жизни. На протяжении нескольких лет работы над данной темой, мной были определены и усвоены принципы народной педагогики, переработаны и адаптированы фольклорные произведения и перенесены в дошкольное музыкальное воспитание.

Детский фольклор – это особенная область устного народного творчества, куда входит материал из разных источников. Прежде всего, это произведения устного творчества, которые взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Существует большое количество жанров фольклора: это песни, традиции, праздники, сказки. Сюда также относят изделия мастеров: резьба по дереву, народные костюмы, народные промыслы.

Отсюда, нами была проведена классификация детского фольклора, который мы используем в дошкольном музыкальном развитии детей.

Реформирование системы дошкольного образования, в связи с выходом в свет федеральных государственных требований (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Иные требования предъявляются и к системе планирования. Планирование педагогической деятельности составляет одну из основ правильной организации жизни детей в детском саду, помогает выстраивать стратегию и тактику образовательного процесса. В ФГТ выдвинуты новые принципы, которым должна соответствовать образовательная программа. Среди них - принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в детском саду. Процесс построения работы по обогащению музыкальных впечатлений у детей дошкольного возраста средствам фольклора строю с учётом вышеуказанных принципов.

Одним из приоритетных направлений фольклора в дошкольном учреждении является знакомство детей с традиционными и обрядовыми праздниками, их важной чертой является взаимосвязь с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времён года, погодными изменениями, поведеньем птиц, насекомых, растений. Свою работу мы планируем, учитывая эти особенности и в соответствии с возрастом детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Музыкальный фольклорный материал, используемый для НОД, беру из программы «От рождения до школы», а также подбираю в сборниках фольклорных песен и народных игр (внепрограммную музыку, соответствующую возрасту и требованиям к нему. Работая над данной темой, взяла для себя главный принцип организации образовательной деятельности по ОО «Музыка»: «Ни одного занятия без произведения народного творчества». Объём фольклорного материала на одном занятии может быть разным, в зависимости от процесса разучивания того или иного музыкального произведения или игры. Место фольклорного произведения в занятии зависит от вида музыкальной деятельности, к которой оно относится. Музыкальные произведения подбираются с учётом сезонности, в соответствии с календарно-тематическим планированием в ДОУ в целом, и с учётом регионального компонента.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что дети разного возраста отдают предпочтение разным жанрам фольклора. К примеру, детям младшего возраста очень близки колыбельные песни, потешки, игра на шумовых музыкальных инструментах, пальчиковые игры, когда пальчики в игре превращаются в «сорок», «мышек», «братцев», а ладошки в простейшие музыкально - ритмические инструменты (молоточки, тарелочки, палочки и т. д., которые выполняют нужные музыкально-ритмические действия. В зависимости от настроения детей, от уровня усвоенного музыкального материала, варьирую ход занятия, внося импровизацию. Особую заинтересованность дети проявляют при инсценировании музыкальных произведений, при внесении элементов театрализации.

Периодическое повторение пройденного (разученного) репертуара, закрепляет у детей уверенность в собственных умениях, развивает желание петь самостоятельно, без помощи взрослых и без музыкального сопровождения, импровизировать, инсценируя хорошо знакомые песни, потешки, попевки, используя необходимую атрибутику, знакомые танцевальные движения, игру на музыкальных инструментах.

Детям старшего дошкольного возраста больше нравятся дразнилки, частушки, небылицы, они тонко чувствуют юмор. События, разворачивающиеся в небылицах, могут быть совершенно невероятные, нереальные и это укрепляет в детях понимание подлинных, реальных событий, связей вещей и явлений. Использую в работе разные приёмы активизации детей в НОД, например, приём поочерёдного вступление, который активизирует слуховое внимание детей, развивает умение слушать друг друга, фиксировать качество исполнения, отмечая неточное. Режиссура песен в старших группах усложняется, появляются характерные роли: лирические («Пошла млада», комические («Из-за рощи зеленой», задорные («Жил я у барина»).

Особое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяю импровизации - это важная ступень, ведущая к театрализованной деятельности. Дети любят игры-хороводы, в которых сюжет текста превращается в небольшое театрализованное действие («Как задумал старый дед»). При распределении ролей, обращаю внимание старших дошкольников на характер, манеру поведения персонажей, предлагаю использовать при обыгрывании сценки, музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки и т. д.). Запоминание старинного текста в некоторых стихах и песнях развивает память и мышление детей, народные костюмы, предметы домашнего обихода (домашняя утварь) вызывают неподдельный интерес.

Исполнение народных песен, частушек, танцев, хороводов, игра на музыкальных народных инструментах, не только развивают музыкальные способности, но и сближают между собой самых разных, не похожих друг на друга детей. В процессе этой деятельности ребёнок приобретает личный музыкально-фольклорный опыт, позволяющий испытывать «радость узнавания» знакомой русской народной мелодии. Углублённая работа в данном направлении помогает развивать у детей свободное владение телом, музыкальный слух, воображение и фантазию, более глубокое постижение содержания музыки. Дети приобретают собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогащая его запасом разнообразных двигательных упражнений, помогающих раскрыть способности каждого ребёнка, его сценического творчества, способности к импровизации, нестандартности мышления и психологического раскрепощения средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей. С этой целью, планирую работу по активизации педагогов к процессу развития у детей интереса к фольклору. Провожу консультации: «Использование фольклора в развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Значение фольклора в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»; «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные подвижные игры»; «Пальчиковые игры в музыкальном развитии детей».

В рамках социального партнёрства ДОУ и семьи, провожу работу с родителями воспитанников по повышению уровня педагогического образования по теме «Наши фольклорные традиции». Были подготовлены консультации для родителей: «Театр в жизни ребёнка»; «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников в домашнем воспитании», а также праздники – тематические и обрядовые: «В гости к бабушке Арине», «Пришла коляда - отворяй ворота», «Обдорская ярмарка», «Масленица» и другие. При подготовке к развлечениям и праздникам, родители помогают в изготовлении атрибутов и костюмов, а на празднике являются непосредственными участниками театрального действия.

Встреча с народным творчеством необходимо каждому человеку. Важно вспомнить об истоках музыкальной культуры, вернуть забытое из народных традиций, обрядов, из самобытного творчества певцов, баянистов, музыкальных оркестров. Ведь недаром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.

Публикации по теме:

«Кубанский двор». Макет из бросового материала«Кубанский двор». Макет из бросового материала «Кубанский двор» из бросового материала. Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом.

Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному.

Автор публикации:
Влияние фольклора на развитие дошкольников
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 17:29
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...