Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Светлана Мухаметкулова
Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.

Игра - своеобразная форма деятельности, при посредстве которой дети готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей

выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей.

Эмоционально активный.

У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т. д.

Эмоционально пассивный.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

В развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает человека, в первую очередь, зависят его отношения с окружающим миром.

В игре формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Через игру можно развивать познавательные возможности ребенка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. С помощью игры можно развивать у детей положительные эмоции, научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием.

О роли игры в воспитании детей говорят многие специалисты. Но необходимо отметить, что сама по себе игра не даёт большого положительного эффекта, так как игрой, особенно когда речь идёт о воспитании ребёнка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких-либо качеств личности ребёнка, в том числе и в эмоциональном развитии, подразумевают применение определённых методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций, которые в совокупности воздействуют на воспитание ребёнка.

Применение наглядности в игровых методиках как метода эмоционального

развития имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны и их можно изобразить только символически. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть, как он изображает те или иные эмоции.

Интересным для эмоционального развития детей является использование моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно использовать: пиктограммы, графические изображения лица, силуэты людей, пантомимы, отражающие эмоции, подвижные аппликации, задания-игры.

Детей уже в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием. Для достижения этой цели мы используем игры: «Определи выражение лица», «В мире эмоций», «Грустно – весело», «Сделай так», «Четвертый лишний» и др. Детям очень нравится дидактическая игра «Петушок». Цель: определить умение понимать, называть и изображать заданное эмоциональное состояние. Описание методики: педагог предлагает детям сценки и просит определить настроение петушка.

Эмоция страха: «Петушок боится. Он кричит громко «ку-ка-ре-ку», но жалобно, зовет на помощь. Бегает по двору, мечется, помахивая крыльями, ищет укрытия (жалкое выражение лица)».

Эмоция гнева: «Петушок разозлился. Поняв, что помощи ждать неоткуда, петушок решил напугать. Громким злым голосом как закричит «ку-ка-ре-ку», налетит, сильно хлопая крыльями, как заклюет (гневное выражение лица)». С детьми обсуждается, что могло стать причиной страха и гнева петушка (попал в беду, лиса хочет украсть его, нападает на лису, защищается, пугает ее и т. п.) и обыгрывается каждый из вариантов. Дети творчески подходят к заданию, передают характерные особенности персонажа, понимают инструкцию, могут распознать эмоциональные состояния петушка, объясняют причины такого состояния. Все ребята успешно выполняют задание. Положительное влияние на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста оказывают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам, решению проблемных ситуаций. Подвижные игры - доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. Высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. В игре «Бездомный заяц» дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали, лапочками махали, песни распевали. Некоторые дети были так заняты выполнением движений, что забывали про лису и очень были удивлены и растеряны, когда оставались без домика. При повторном проведении игры мы напомнили про лису. Они были очень довольны, когда успевали занять домик.

Эмоции удивления, страха, гнева, жалости мы развивали в игре «Гуси и волк».

Произнося слова текста, дети переживали и боялись за гусенка, а после слов:

«Гуси, мои гуси,

Щиплите волка,

Да гоните,

По мхам, по болтам,

По крутым горкам!». Дети с криком бежали за волком, готовые его просто «разорвать».

После беседы о том, что волк очень голоден и ему нужно покушать, или накормить своих волчат, часть детей смотрела на волка с сочувствием, некоторые даже не побежали его догонять. Им было жалко волка. Они стояли и говорила: «А мы не будем его трогать, он ведь несчастный».

В игре «Игрушки» мы предложили детям войти в образы тех животных, которые были в тексте. Не все дети справились сразу. Обычно у стеснительных детей возникали сложности в передаче таких эмоций как: удивление, стыд.

Пришлось помогать, используя образец (показ эмоций). Стоит заметить, что одна и та же эмоция у разных детей выражалась по- своему. Например, резвый зайка - у одного был очень веселый, улыбался, лапками махал; у другого удивленный, словно он случайно выскочил на поляну, а там, что-то необычное; у третьих зайчик прыгал без всяких эмоций.

Так же мы проводим игры – эстафеты, игры – забавы.

В этих играх можно показать, какой ты ловкий, сильный, быстрый, сообразительный. Командные игры сплачивают детей, заставляют переживать за членов своей команды и за конечный результат. При таких играх всегда бывают неожиданности. Кто-то упадет, стукнется. Одни делают все быстро и правильно, другие хитрят, чтобы успеть, третьи не успевают или сил не хватает.

Мы стараемся все учитывать, заострять внимание детей, на то, если ребенок упал и разбил себе коленку, мы все вместе жалеем его и оказываем ей первую помощь. При нарушении правил – стараемся тактично сделать замечание, чтобы не вызывать агрессии и злобы. Мальчика, которому было сложно быстро бежать (т. к. он полноват, ребята помогали криками, поддерживали его, а когда у него все получалось, радовались за него.

Но больше всего было радости, когда все получилось, они были первыми. Мальчики говорили: «Даем пять» и всей командой хлопались рука об руку. Важным элементом игр при эмоциональном развитии является музыка. Вслушиваясь в слова и музыку песен и хороводов, ребенок приобретает

первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Особенно ярко проявляются чувства радости у детей, когда проходят игры под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение. С музыкальным сопровождением мы проводили такие игры, как: «Тропинка», «Если нравится тебе», «Тух – тиби – дух» и др. В игре «Тух – тиби – дух» заложен комический парадокс. Нужно смотреть прямо в глаза друг другу и сердито – пресердито говорить эти слова. Долго ребята не могли «сердится» и начинали улыбаться и смеяться. Чем дальше продолжалась игра, тем громче они начинали хохотать.

Игры под музыку мы используем на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике.

Наблюдая за детьми в процессе игр, мы сделали следующие выводы: - Дети становятся более спокойны, уравновешены;

- Дети становятся более внимательны друг к другу;

- Стало больше присутствовать эмоций радости, веселья;

- Дети сами могут организовывать игры, чувствуют себя более раскованными и свободными;

- Стали проявлять больше творчества, выдумки, воображения при проведении подвижных игр. Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением психо - эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Воспитание и развитие детей раннего возраста в игровой деятельности Дорогие Коллеги! Представляю вам фотоотчёт, в виде презентации, по теме самообразования «Воспитание и развитие детей раннего возраста в.

Схема психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.Схема психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе. Готовность ребёнка к школе – это своеобразный многослойный «пирог», который складывается из «коржей», «пропитки» и «украшений» Психологические.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Головоломки
Автор публикации:
Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 22:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...