Влияние игры на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

елена васильева
Влияние игры на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста

Несколько лет назад об экологии и экологическом образовании речь не шла. В настоящее время оно стало одним из важнейших направлений дошкольных учреждений.

С. Н. Николаева писала: «Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

Сейчас очень много экологических проблем. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений общественной жизни. Это происходит оттого, что детский сад недостаточно уделяет внимания экологическому воспитанию.

Профессор М. М. Камшилов: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках».

Однако проблема экологического воспитания изучена недостаточно, что и обусловило актуальность и мой выбор темы исследования.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, пришла к выводу, что большинство детей дошкольного возраста с интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они черпают из рекламы, мультфильмов. Дети уверены, что крот ест клубнику, ежик питается яблоками. И здесь на помощь приходят развивающие игры и пособия, часть которых приобретается в магазинах, а часть – создается педагогами.

В своей работе использую различные методы и приемы. Но большее предпочтение отдаю игре, как ведущей деятельности.

Исследования психологов А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина показали, что: «Развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре».

Одна из таких игр – «Экологическая викторина», которая разработана и применяется в работе с успехом. Привлекательна эта игра своей функциональностью, яркостью. Использовать ее можно как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми. Достоинство данной игры в следующем: с ее помощью дети знакомятся с животным и растительным миром, с его размножением; с редкими и исчезающими видами; учатся классифицировать.

После проведения этой игры было отмечено, что дети стали более внимательными, просматривается интерес к познаниям, контроль своих поступков, стремление находить причину, происходящую в природе. Задают много дополнительных интересующих их вопросов.

И. Д. Зверев говорил: «Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно – этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

В дошкольном возрасте закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Надеюсь, что предложенная игра будет полезна в работе с детьми по экологическому образованию и поможет в формировании личности маленького гражданина. (Приложение).

Тема: «Растения и животные Волгоградской области»

Название: «Экологическая викторина»

Тип игры: настольно – печатная

Возраст: старший дошкольный

Цель: формировать у детей представление о размножении растений, насекомых, птиц, рыб. Развивать умение устанавливать последовательность размножения, состоящую из нескольких звеньев. Закреплять знания о насекомых, растениях, птицах, рыбах, занесенных в Красную книгу Волгоградской области. Учить находить среди насекомых, птиц, растений и рыб тех, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области; классифицировать животный мир на рыб, растения, насекомых, птиц. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: игровое поле со стрелкой, разделенное на 10 частей разных цветов. По окружности расположены конверты, в которых находятся карты с изображением растений, насекомых, птиц и рыб; карточки с последовательностью их размножения. На конвертах наклеены квадраты таких же цветов, что и на игровом поле (цвет на игровом поле означает, что нужен конверт с таким же квадратом).

Ход игры:

Участвует от 2 до 5 человек.

Вокруг игрового поля разложены в хаотичном порядке конверты. Участники по очереди вращают стрелку на игровом поле. На какой цвет укажет стрелка, конверт с квадратом такого же цвета берет игрок, выкладывает последовательность размножения данного растения, рыбы, насекомого, птицы.

Влияние игры на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологическое воспитание старших дошкольников Цель проекта: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Зима
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Влияние игры на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 августа 2013 в 15:30
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Самодельная книга цветик-восьмицветик «Ласковые слова».
Безграничную любовь родители пытаются выразить разными способами. Кто то балует детей игрушками и сладостями, кто то предпочитает нежные объятия и поцелуи,...
Педагогический проект «Флора и фауна Томской области»
Педагогический проект «Флора и фауна Томской области» Тип проекта: долгосрочный познавательно – творческий групповой Авторские коллективы МБДОУ...
Оригами в детском саду.
Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации мыслительных...
Акция «Вторая жизнь ненужных вещей» приуроченная к году экологии в России. Часть I
Российская Федерация является одним из наиболее загрязненных государств в мире и в последнее время ситуация, несмотря на некоторые принимаемые...
Чудеса природы или конструирование из веточек (фотоотчет)
Чудеса природы или конструирование из веточек ( фотоотчет) Природа – это необыкновенный мир, который дарит нам вечную красоту жизни. Каждая травинка,...