Папки-передвижки

Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития

Татьяна Никифорова
Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития

В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку : его личностному росту, склонностям и способностям, интересам,- осознаётся обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психологии и педагогике возрастает актуальность дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребёнка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.

Публикация «Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Среди этих детей особое место занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР, у которых незрелость эмоционально-личностной сферы нередко сочетается с недоразвитием познавательной деятельности.

Данные клинических и психолого-педагогических исследований свидетельствуют о замедлении у данной категории детей темпов формирования социально-нравственных отношений, представлений и знаний о них.

Социально-нравственные отношения являются основой межличностных отношений дошкольников. Эти отношения, характеризующиеся наличием социально-нравственных знаний и усвоением соответствующих форм и способов поведения в обществе, служат психологической базой для сплочения группы, характеризуют уровень культуры поведения ребёнка.

У детей с ЗПР – низкий уровень социально-нравственных отношений. Это является следствием нарушения их общего психического развития. Страдает сфера социальных эмоций, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Дошкольники с ЗПР не всегда умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи и часто не знают, как отказать другим. Они не понимают, что возможно проявление сочувствия и сопереживания своему товарищу не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость.

Поэтому в процессе воспитательно - образовательной работы педагогу и родителям очень важно обращать внимание на такую сторону развития личности, как умение общаться, сотрудничать с другими детьми, взрослыми, необходимо проводить целенаправленную коррекционную работу по повышению уровня культуры детей с задержкой психического развития, по расширению и углублению их ориентированности в нравственно-этических категориях, по обогащению детей практическим поведенческим опытом и обеспечению возможностей для самостоятельного переноса нравственных чувств в повседневную жизнь.

Специально выстроенная педагогическая среда помогает обеспечить продуктивность работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Это определяет важнейшие педагогические задачи коррекции и развития детей – создание образовательных условий успешной адаптации и самореализации ребенка в соответствии с возрастной культурной нормой коммуникативности, познавательной и деятельностной активности, личностного взросления.

Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма,- особая задача педагога в работе с данной группой детей. Формирование отношений между детьми с ЗПР строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и своё.

Воспитывая у детей с ЗПР отношения доброжелательности друг к другу, мы в ходе игр и других видов деятельности привлекаем словесно их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Воспитываем в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу. Мы обсуждаем с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Уделяем внимание беседам о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?», приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

Очень часто дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребенка, поэтому следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично («Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?», вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Поиграем в больницу?»).

Во время совместной деятельности полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей, учить детей умению выяснить, доволен ли другой полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?», «Доволен?», «Договорились?». Воспитателю необходимо побуждать детей с ЗПР при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как неприглядно выглядит ребенок, который обижает другого, берёт себе всё лучшее. Стараемся обращать внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

Кроме бесед с детьми обязательно обращаем их внимание на конкретные ситуации, замеченные в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения. Можно использовать для этого кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям с задержкой развития усвоить необходимые при общении правила вежливости.

Важное влияние на формирование у детей с задержкой психического развития социально-нравственных отношений оказывает пример общения взрослых. Хорошая возможность использовать естественно возникающие ситуации, связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

Средствами воспитания доброжелательных отношений в дошкольном возрасте являются также литературные произведения - песенки, потешки, сказки, рассказы, стихотворения, пословицы и поговорки. Привлекаем внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учим «читать» эмоции. Например, рассматривая рисунки в книге, можно спросить: «Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»

В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, обучаем решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша?»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в дошкольном возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников. Дети живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей.

Полезно проводить также этические беседы с детьми. Содержанием этической беседы становятся возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства.

В беседе используем наглядный материал. Например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по предложенному основанию: «Разложи картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой»; «Отбери те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение»; «Посмотри на две большие картины, а затем на картинки на твоём столе и подойди к той картине, которая больше соотносится с твоей картинкой по морали, по типу поведения персонажа, по форме выражения героями чувств и т. п.). Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем.

Взрослые должны заботиться, чтобы дети могли постоянно упражняться в доброжелательном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями: подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными. При этом могут использовать не только случаи, возникающие стихийно, но и специально организованные ситуации, которые можно включать в разные виды деятельности.

Анализ результатов педагогической диагностики свидетельствует о положительных результатах коррекционно-педагогической работы по формированию социально-нравственных отношений у детей с ЗПР.

Публикации по теме:

«Что такое дружба?» Проект для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Авторы: Колпаносова М. В. Дюжева Т. Н Воспитатели Тип проекта: творческий По содержанию: педагог – ребёнок - родитель По числу участников.

Развивающее обучение как средство развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития В настоящее время происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них,.

Формирование словообразования с помощью подвижных игр у детей с задержкой психического развития. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.

Использование ИКТ в познавательном развитии детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста Видео работаю учителем – дефектологом в дефектологических группах. В этих группах в основном находятся дети с задержкой психического развития.

Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития Курс-Романовской Натальи Александровны Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития. ВВЕДЕНИЕ В научных исследованиях.

Конспект ООД для детей с задержкой психического развития старшая группа «Не обижайте муравья».Конспект ООД для детей с задержкой психического развития старшая группа «Не обижайте муравья». Программные задачи: • вызвать у детей теплые, располагающие к общению чувства друг к другу и к воспитателю; • обогащать знания детей о насекомых;.

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и у детей с сохранным интеллектом В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту поступления в школу.

Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития Актуальность проекта. Развитие ребёнка зависит от того, в каком окружении он растёт – однообразном, стандартном, или разнообразном, насыщенном,.

Занятие по лепке в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (6–7 лет). . Гарина Татьяна Владимировна.

Занятие по рисованию в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (5–6 лет). Гарина Татьяна Владимировна Занятие по рисованию в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (5-6.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 09:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД