Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи

Нина Казеева
Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи

Консультация для воспитателей

«Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с онр»

На перламутровый челнок

Натягивая шелка нити,

О пальцы гибкие, начните

Очаровательный урок!

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилье, объясняли, лечили, учили.

По рукам судили о здоровье, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Как рукой сняло» и т. д. Руки могут делать все. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными.

Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, развитие ручных умений или как принято называть мелкой пальцевой моторики.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизируют речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. На руке находится биологические активные точки нашего организма. Опыт работы в логопедической группе подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. По умелости детской руки специалисты делают вывод об особенности развития центральной нервной системы и ее мозга. И если когда то подобные выводы основывались на опыте и наблюдении, то для современных психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называют наглядно или предметно - действенным.

С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь

только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».

Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова способствуют развитию мозга».

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики в логопедических группах начинается с диагностики. Привожу пример диагностических процедур для выявления состояния ручной моторики у детей старшего возраста. («Методическое руководство в помощь воспитателю». Под редакцией Л. Г. Кураевой - Саратов).

1. Сминаем бумагу в шарик одной рукой.

Материалы: 2 листа газетной бумаги формата А 4.

Выполнение. Скажите: «Смотри на меня». Покажите ребенку, как можно сделать мячик (шарик) из бумаги одной рукой. Дайте ребенку немятый лист и попросите сделать такой же мячик.

Засчитывается, если ребенок сминает бумагу одной рукой, не помогая второй, ребенок может делать это любой рукой.

2. Лепим из пластилина узнаваемые предметы

Материалы: пластилин или пластическая масса

Выполнение. Предоставьте ребенку возможность сделать что-нибудь из пластилина или пластической массы. Попросите: «Сделай что - нибудь для меня. Когда поделка будет готова, спросите ребенка: что ты вылепил?

Засчитывается, если поделка действительно узнаваема, хотя пропорции могут быть и неправильными.

3. Вырезаем ножницами квадрат из бумаги.

Материалы: дошкольные ножницы, лист альбомной бумаги с нарисованным квадратом со стороной 12 см.

Выполнение. Дайте ребенку ножницы и бумагу и попросите вырезать квадрат: «Постарайся вырезать аккуратно, не выходя за линии». (если ребенок леворукий, предложите ему ножницы под левую руку).

Засчитывается, если ребенок вырезает квадрат, не выходя за линию больше, чем на 5мм. 1 попытка.

4. Выкладываем сложенную бумагу в конверт.

Материалы: обычный почтовый конверт, сложенный лист бумаги (лист соответствует размерам конверта).

Выполнение. Покажите ребенку, как вы вкладываете лист в конверт и попросите его сделать то же самое.

Засчитывается, если ребенок вкладывает сложенный лист в конверт. 2 попытки.

5. Завязываем узел.

Материалы: шнурок или тонкая тесьма длиной 20 см. ; карандаш.

Выполнение. Положите карандаш на тесьму и завяжите один узел на карандаш. Попросите ребенка сделать тоже самое.

Засчитывается, если шнурок, завязанный ребенком, держится на карандаше. 2 попытки.

Публикации по теме:

Презентация «Мелкая моторика в развитии речи» Предложенная тема "Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи дошкольника" является актуальной в работе с детьми дошкольного.

Работа с родителями в средней группе на 2013–2014 год Сентябрь. 1) Родительское собрание: "Режим и организация жизни детей" 2) Беседа врача "Расти здоровым, малыш" (анатомо-физиологические особенности.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Транспорт
  • Сад и огород
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 20:28
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...