Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи

Нина Казеева
Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи

Консультация для воспитателей

«Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с онр»

На перламутровый челнок

Натягивая шелка нити,

О пальцы гибкие, начните

Очаровательный урок!

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилье, объясняли, лечили, учили.

По рукам судили о здоровье, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Как рукой сняло» и т. д. Руки могут делать все. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными.

Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, развитие ручных умений или как принято называть мелкой пальцевой моторики.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизируют речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. На руке находится биологические активные точки нашего организма. Опыт работы в логопедической группе подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. По умелости детской руки специалисты делают вывод об особенности развития центральной нервной системы и ее мозга. И если когда то подобные выводы основывались на опыте и наблюдении, то для современных психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома.

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Первый этап мышления называют наглядно или предметно - действенным.

С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь

только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».

Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.

В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова способствуют развитию мозга».

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики в логопедических группах начинается с диагностики. Привожу пример диагностических процедур для выявления состояния ручной моторики у детей старшего возраста. («Методическое руководство в помощь воспитателю». Под редакцией Л. Г. Кураевой - Саратов).

1. Сминаем бумагу в шарик одной рукой.

Материалы: 2 листа газетной бумаги формата А 4.

Выполнение. Скажите: «Смотри на меня». Покажите ребенку, как можно сделать мячик (шарик) из бумаги одной рукой. Дайте ребенку немятый лист и попросите сделать такой же мячик.

Засчитывается, если ребенок сминает бумагу одной рукой, не помогая второй, ребенок может делать это любой рукой.

2. Лепим из пластилина узнаваемые предметы

Материалы: пластилин или пластическая масса

Выполнение. Предоставьте ребенку возможность сделать что-нибудь из пластилина или пластической массы. Попросите: «Сделай что - нибудь для меня. Когда поделка будет готова, спросите ребенка: что ты вылепил?

Засчитывается, если поделка действительно узнаваема, хотя пропорции могут быть и неправильными.

3. Вырезаем ножницами квадрат из бумаги.

Материалы: дошкольные ножницы, лист альбомной бумаги с нарисованным квадратом со стороной 12 см.

Выполнение. Дайте ребенку ножницы и бумагу и попросите вырезать квадрат: «Постарайся вырезать аккуратно, не выходя за линии». (если ребенок леворукий, предложите ему ножницы под левую руку).

Засчитывается, если ребенок вырезает квадрат, не выходя за линию больше, чем на 5мм. 1 попытка.

4. Выкладываем сложенную бумагу в конверт.

Материалы: обычный почтовый конверт, сложенный лист бумаги (лист соответствует размерам конверта).

Выполнение. Покажите ребенку, как вы вкладываете лист в конверт и попросите его сделать то же самое.

Засчитывается, если ребенок вкладывает сложенный лист в конверт. 2 попытки.

5. Завязываем узел.

Материалы: шнурок или тонкая тесьма длиной 20 см. ; карандаш.

Выполнение. Положите карандаш на тесьму и завяжите один узел на карандаш. Попросите ребенка сделать тоже самое.

Засчитывается, если шнурок, завязанный ребенком, держится на карандаше. 2 попытки.

Публикации по теме:

Презентация «Мелкая моторика в развитии речи» Предложенная тема "Развитие мелкой моторики и ее влияние на развитие речи дошкольника" является актуальной в работе с детьми дошкольного.

Работа с родителями в средней группе на 2013–2014 год Сентябрь. 1) Родительское собрание: "Режим и организация жизни детей" 2) Беседа врача "Расти здоровым, малыш" (анатомо-физиологические особенности.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Транспорт
  • Сад и огород
Автор публикации:
Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 20:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Ребёнок и дорога
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В...
Долгосрочный проект в средней группе «Государственные праздники в России»
Вид проекта: групповой, долгосрочный. Тип проекта: информационный, творческий. Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, их родители. Место...
Друзьям на МAAM
"Я тут как-то сидел… сидел, думал, наедине, ну, то есть один, и вдруг понял — а ведь я неплохой! Я совсем не плохой, может быть, даже хороший. Ну, я не...
Картотека подвижных игр во второй младшей группе по программе «Радуга»
Картотека подвижных игр по программе «Радуга» в младшей группе 1. Приоритетная образовательная область: физическое развитие Виды деятельности: игровая,...
Мастер-класс «Бабочки из макарон»
Мастер класс " Бабочки из макарон" Ах, лето, лето, лето! Это пора, когда природа просыпается рано. Летнее утро - удивительное. Высоко в небе плывут...