МААМ-картинки

Влияние мотивов поступления в ВУЗ на удовлетворенность профессиональным выбором

Наталья Кошелева
Влияние мотивов поступления в ВУЗ на удовлетворенность профессиональным выбором

Изменение места и значения в современных социально-экономических условиях, возрастание его роли как субъекта деятельности делает все более актуальной проблему профессионализации. Добровольно выбранный, а не навязанный обстоятельствами вид труда превращает профессии и специальности в деятельность полезную как для самого человека, так и для общества.

Первым, важнейшим этапом процесса профессионализации является профессиональное определение людей, выбор профессии. Множество факторов влияют на этот выбор. Своеобразны, переменчивы личные планы, внутренний мир каждого человека. При этом динамичны и противоречивы окружающая нас жизнь, внешние условия. Возрастающая роль личности предполагает и повышение ответственности за совершенный выбор. Все более важной становится задача исключения влияния стихийных факторов на выбор профессии. Необходимо, чтобы выбор совершался не на основе пассивного, абстрактного интереса, а на основе собственной системы ценностей человека, не противоречащей общественным ценностям и интересам.

Публикация «Влияние мотивов поступления в ВУЗ на удовлетворенность профессиональным выбором» размещена в разделах

Помочь человеку в сложной ситуации профессионального самоопределения нельзя без систематических исследований. Существенный вклад в решение этой задачи должны внести исследования мотивации профессионального выбора; исследования, изучающие влияние мотивов, особенностей выбора на степень удовлетворенности выбором, на формирование активного отношения к процессу профессионального становления.

На базе Российского Государственного Социального Университета было проведено исследование, направленное на изучение связей между мотивами поступления в вуз и удовлетворенностью выбором, которая является проявлением отношения к профессии, формирующегося в процессе учебно-профессиональной подготовки. Выбор профессии отражает действие множества мотивов личности. Они обусловлены различными потребностями и интересами, сформированными общественной и личной жизнью.

В нашем эксперименте, проводимом со студентами университета, одной из задач было выявление как можно большего числа мотивов поступления. Сравнительный анализ мотивов показывает, с одной стороны, наличие характерных, повторяющихся признаков различных мотивов. С другой стороны, они софдержат и большие различия. Это позволило нам выделить три группы мотивов поступления в вуз :

группа А - получение высшего образования;

группа Б - стремление именно к этой профессии;

группа В - интерес к учебно-познавательному процессу.

На первый взгляд, кажется очевидным, что мотив стремления именно к этой профессии более других будет способствовать формированию профессиональной установки, удовлетворенности собственным выбором. Но всегда ли целенаправленный выбор влечет за собой дальнейшую профессиональную успешность или хотя бы устойчивость профессионального интереса?

Отсутствие полного представления о реальной сущности профессии, а также динамичность, изменчивость профессиональных мотиваций, ее зависимость от внешних условий ставят под сомнение наличие линейных связей между стремлением к профессии на этапе выбора и удовлетворенностью выбором. Удовлетворенность выбором рассматривается нами как один из вариантов отношения к профессии, которое формируется в процессе и в результате учебно-профессиональной подготовки.

Проведенное исследование показывает, что мотивы группы А - получение высшего образования - менее других способствуют формированию установки на профессию. Мотив «стремление именно к этой профессии», с одной стороны, положительно влияет на мотивацию учебной деятельности, но, с другой стороны, очень уязвим в условиях отсутствия адекватной информации о профессии, что совершенно типично для ситуации профессионального самоопределения.

Мотивы группы В (познавательная мотивация) занимают, на первый взгляд, неопределенное положение. Конечно, интерес к знаниям далеко не всегда используется в практической профессиональной деятельности. Однако познавательная мотивация является одним из важнейших факторов формирования интереса к профессии.

Результаты исследования показывают, что познавательная мотивация является действенной основой для осознанного принятия профессии, для развития субъектности в процессе учебной профессиональной подготовки, которая является показателем, сформированности установки на профессию.

В условиях обучения в вузе наблюдаются изменения в мотивационной сфере учащихся, происходящие под влиянием болеем близкого знакомства с функциональным содержанием будущей профессии.

В настоящее время наметилась тенденция, связанная со стремлением определенной части студентов после поступления в вуз изменить специализацию, перейти в другой вуз; с нежеланием работать по полученной в вузе специальности. Это свидетельствует о необходимости изучения мотивов выбора профессии и специальности, о необходимости мотивационного отбора при поступлении в вуз. Отсутствие такого отбора наносит ущерб в первую очередь самому человеку. Неудовлетворенность работой, разочарование в профессии сказывается на всех аспектах жизнедеятельности отдельного человека, а тем самым образуются негативные связи человека и общества.

Важным стимулом, обеспечивающим сознательное стремление к выбранной профессии, является активизация познавательного интереса студентов. В связи с тем, что у значительного числа студентов профессиональные интересы недостаточно содержательны и устойчивы, возникает необходимость решения специальной задачи по формированию профессионально-познавательной потребности. Студенты, которые при выборе вуза и специальности ориентируются на свои познавательные интересы, имеют несомненное преимущество. Они лучше, чем другие студенты, владеют формами учебной деятельности: способами логического анализа, обработки источников учебной информации, умением структурировать полученные знания, фиксировать их и т. д. Это является важным стимулом, обеспечивающим включение студентов в учебно-профессиональную деятельность. Хорошие, прочные знания сказываются на практическом вхождении в специальность. В условиях верно организованной практики студент убеждается в том, что информация, ранее вызывавшая интерес, становится востребованной и необходимой. Участие в специально организуемой деятельности, приближенной к реальным профессиональным условиям, актуализирует познавательную направленность.

Игнорирование мотивов поступления при приеме в вуз, равно как и ориентация, только на «интерес к профессии», негативно сказывается на общей картине положения дел в высшей школе. «Интерес именно к этой профессии», во-первых, зачастую заявляется формально, а во-вторых, не подтверждается имеющимися на момент выбора знаниями и представлениями о профессии. Многие исследования подтверждают, что в числе трудностей, с которыми сталкиваются студенты, в первую очередь оказываются неверные представления о профессии. Отсутствие адекватного представления о профессии сковывает свободу выбора, сказывается на процессе и результатах учебно-профессиональной деятельности. Значительное расширение функций субъекта происходит за счет самого субъекта, за счет его познавательной активности, поставленной на службу профессиональной подготовке. От учебного же процесса требуется использовать этот познавательный интерес в максимальной степени, предоставляя как можно больше информации о профессии и используя наиболее эффективные методы обучения.

Выделенная нами познавательная мотивация «ищет» и находит сферу применения, становясь реальной основой для формирования профессиональной установки. Вышеизложенное позволяет сформулировать некоторые рекомендации по учету мотивов учебно-профессиональной деятельности.

При наборе в высшие учебные заведения следует применять соответствующие формы, позволяющие оценить (помимо оценки уровня знаний) профессионально-познавательный интерес абитуриентов.

По нашему мнению, при прочих равных условиях, отдавать предпочтение следует тем абитуриентам, у которых интерес к профессии сочетается с познавательной мотивацией.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Играем Вместе» В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является.

портфолио мои достижения: Татаринцева Алла Алексеевна награждена Грамотой Отдела образования управления по социально-культурному развитию администрации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние мотивов поступления в ВУЗ на удовлетворенность профессиональным выбором
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 21:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД