Влияние музыки на физическое и психическое здоровье детей

Ольга Чекмиль
Влияние музыки на физическое и психическое здоровье детей

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности ребенка дошкольного возраста. Достижению этой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания детей.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значениям, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.

Дети часто не контролируют свое дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера.

Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции.

Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, музыка позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темперамент детей.

Для детей актуально снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, растормаживание речевой функции.

Поэтому в целях социализации и коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации эмоционального состояния, двигательных и речевых расстройств.

Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя: прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра.

При правильном подборе музыка оказывает воздействие на психофизический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга.

Мажорная динамическая мелодия тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, уместна для релаксации.

Танец, мимика и жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, обладая психотерапевтическим эффектом.

Под влиянием массажа (поглаживание, расширение) в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, достигающие коры головного мозга. Массаж тонизирует центральную нервную систему, повышая ее регулирующую роль в работе всех систем и органов, оказывает общеукрепляющее действие, повышает тонус, стимулирует деятельность нервных центров.

Таким образом, занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постепенно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. Эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей, музыкально-художественном развитии и профилактике простудных и других заболеваний.

Список используемой литературы:

1. «Методика музыкального воспитания»/ под ред. Н. А. Ветлугиной

2. «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду»/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011

3. «Музыка в детском саду»/сост. Н. Г. Барсукова. – Волгоград: Учитель, 2010

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Музыка в жизни вашего ребенка Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Еда, продукты питания
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Влияние музыки на физическое и психическое здоровье детей
Опубликовано: 15 января 2014 в 15:37
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития...
Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ( от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия и...
Первый раз в детский сад
Вот и подросли наши "курносики", на замену им пришли другие малыши, такие же смешные и забавные. Сейчас у них проходит период адаптации. На этой неделе...
Фотоотчет о проведении Недели безопасности в детском саду
Уважаемые коллеги! Все мы с вами хотим, что бы наши дети, воспитанники выросли здоровым, чтобы они никогда не попадали бы в опасные ситуации дома, на улице,...
Коррекционно-развивающее занятие в рамках проекта «Академия семейного счастья» по...
Пример организации и проведения игровой ситуации в домашних усло виях ( Коррекционно-развивающее занятие в рамках проекта «Академия семейного счастья» по...
Оформление групп, помещений и участка детского сада к учебному году. Ремонтные работы...
Все знают, как в нашей работе нужна, да просто необходима чистота и уют, ведь это залог здоровья воспитанников! Поэтому, коллектив нашего детского сада с...