Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку детей к обучению в школе

Светлана Черникова
Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку детей к обучению в школе

«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В. А. Сухомлинский.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. О подготовке к школе написано и сказано немало. Подготовка к школе многогранный и последовательный процесс воздействия на ребенка. Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: умственное и эстетическое, нравственное и физическое.

Неоценимое значение для всестороннего развития имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. Она способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия,

- пространственной ориентировке на листе бумаги,

-глазомера и зрительного восприятия,

-внимания и усидчивости,

-изобразительных навыков и умений,

- наблюдательности,

-эмоциональной отзывчивости,

-в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Иными словами, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует решению ряда задач подготовки детей к школе. Изобразительная деятельность с ее традиционными и нетрадиционными способами изображения имеет неоценимое значение для подготовки дошкольников к школе.

Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе:

-всестороннее развитие личности ребенка,

-его психологическая и специальная подготовка.

Исследования психологов показывают, что большое значение для овладения деятельностью учения имеет сформированность у детей образных представлений, которые наиболее успешно формируются в процессе изодеятельности.

Подготовка к школе осуществляется и тогда, когда в процессе художественно-творческой деятельности формируются компоненты деятельности учебной.

Предметная подготовка детей к школе, осуществляемая в процессе изодеятельности, заключается в том, что они овладевают разными художественно-творческими деятельностями, приобретая знания о произведениях изобразительного, музыкального (использование звукозаписей) искусства, детской литературы, и таким образом подготавливаются и психологически и содержательно к овладению учебными предметами в начальной школе.

В процессе изодеятельности совершенствуются все психические функции:

- зрительное восприятие,

- воображение,

-память,

- мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,

-формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости,

-освоение письма.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

У детей старшего возраста формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. В этом возрасте важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все.

Поэтому проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; развивает способность к экспериментированию и изобретательству.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

В подготовительной группе совершенствуются умения нетрадиционными способами рисования, такими как, рисование пальчиками, ладошками, печать поролоном, оттиск печатками из картофеля, отпечатки листьев, рисование ватными палочками (точечный рисунок, рисование восковыми мелками + акварель, свеча+ акварель.

В этом возрасте добавляются более сложные методы и техники:

-рисование песком (материалы: ящик с оргстеклом, песок, подсветка (фонарик, лампа, ребёнок рисует пальчиками по песку);

-рисование мыльными пузырями (сначала надо приготовить специальный цветной мыльно-пенящийся раствор, например, в разбавленный водой детский шампунь добавить акварельную краску или пищевой краситель. Возьмите соломинку и дуньте через неё в мыльную воду, чтобы образовалось побольше пузырей. Возьмите акварельную бумагу и прислоните её сверху к пузырям. Получатся случайные абстрактные разноцветные узоры. Дайте им высохнуть. Из бумаги с рисунком из мыльных пузырей можно сделать детские поздравительные открытки родителям или друзьям, можно использовать как фон для детского приглашения на день рождение или найти другое применение. В этом деле главное фантазия);

-монотипия пейзажная (материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.);

- тиснение (секрет прост - мы накладываем бумагу на поверхность предмета и натираем ее восковым мелком. Текстура проступает и отпечатывается на бумаге. Разные поверхности бытовых предметов - дают разные эффекты тиснения на бумаге. Главное, чтобы поверхность не была полностью гладкой, чтобы на ней были выпуклые детали.);

- граттаж (материалы: подготовленная плотная бумага (воск, гуашь или тушь, острый предмет —пластиковая вилкой, зубочистка. Способ получения изображения: рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону);

- кляксография (с ниткой, с трубочкой) (материалы: бумага, жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины. Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.);

- тычок жесткой полусухой кистью (материалы: альбомный лист бумаги, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка. На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком", делаем сверху "тычки");

- расчёсывание краски (этот прием рисования, при котором стеклом или вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней волнистые линии. Это придает объем рисунку.);

- рисование клеем (на чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем (на колпачке вырезается дырочка) так, чтобы рисунок был выпуклым. Подождать пока высохнет клей и тогда наносится краска, причём краска жидкая, чтобы свободно растекалась).

Использование на занятии музыкальных произведений настраивают детей на единый лад, активизируя их внимание.

Работы детей с использованием нетрадиционных техник рисования более интересны, дети более свободны в своих замыслах. Ребята с нетерпением ждут занятий, где можно попробовать что-то необычное в рисовании, можно поэкспериментировать. Дети лучше справляются с заданиями по изобразительной деятельности, они свободно комбинируют и стандартные техники рисования и нестандартные. Работы детей при этом отличаются выразительностью.

Нетрадиционные методы рисования - одно из средств выражения своего «Я».

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы по нетрадиционному рисованию Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования направленных на подготовку руки дошкольника к письму. Задачи: 1. Установить.

Презентация «Детские работы» Хочу предложить вашему вниманию свою презентацию "Детские работы". Сразу скажу, что сделала её года два назад к своему докладу "Зачем детям.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Влияние нетрадиционных техник и материалов изодеятельности на подготовку детей к обучению в школе
Опубликовано: 20 сентября 2013 в 20:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра на закрепление знаний цвета «Веселые картинки»
Сенсорное развитие является одним из главных направлений в развитии детей младшего дошкольного возраста. Одной из задач сенсорного развития является...
Мастер-класс «Салат в морковках»
Мастер-класс "Салат в морковках". Хочу поделиться с Вами необычным рецептом салата. Впервые увидев его в интернете, подумала, что необычно и непросто....
Фотоотчет о творчестве детей на осеннюю тематику в средней группе
Фотоотчет о творчестве детей на осеннюю тематику в средней группе. Вот и закончилось осень. Чудесное время года! Нельзя было остаться равнодушным к...
Дидактическая игра «Один дома» для детей подготовительной к школе группы
Предлагаю Вашему вниманию мою новую работу - дидактическую игру по безопасности "Один дома". Цель : формирование осознанного правильного поведения,...
Занятие по изодеятельности «Рельефный налеп с детьми средней группы «Снежинка»
Рада вам, мои друзья и случайно заглянувшие ко мне на страничку коллеги! Нынче у нас на Урале непривычно долго мы ждали снега! Хотя первый выпал 15 октября....