Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

валентина зарипова
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Сенсорное воспитание ребенка в раннем возрасте нельзя переоценить и в этом направлении делается многое, например – пальчиковая гимнастика.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном соотношении. По насыщенности акупунктурными, кисть не уступает уху и стопе.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на печень и почки; мизинца – на сердце. Так что, пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

В работе я использую основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (т. е. количество упражнений и степень их сложности) варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для начала занятий выбираю более простые упражнения.

1. «Ты утенок не пищи

Лучше маму поищи»

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

2. «Водичка, водичка

Умой мое личико….» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)

3. «Замочек» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)

4. «Заборчик» (Выполнение движений в соответствии с текстом.)

5. «Полетели птички,

Птички – невелички,

Сели птички. Посидели,

Опять полетели.» (Пальцы переплетены, ладони сжаты.

Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стихотворения.)

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течении нескольких минут - два, три раза в день. При этом не делаются все упражнения сразу, начинают с одного, еженедельно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4 – 6 упражнений. После каждого упражнения необходим расслабляющий момент (например: опустили руки и потрясли ими, или покачали ручками – ручки отдыхают.)

К середине учебного года перехожу к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком.

1. «Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать….»

2. «Этот пальчик – дедушка…

3. Мышка мылом мыла лапку-

Каждый пальчик по порядку.

Не забыла я указку-

Смыв с нее и грязь и краску.

Средний мылила усердно-

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла

Очень он боялся мыла»

(массаж пальчиков)

К концу учебного года можно детям предлагать уже такие упражнения как:

1. «Пальчики здороваются»

2. «Повстречал ежонка еж…»

3. «Зайка в норке»

4. «Зайка и барабан»

(Кончиком большого пальца касаемся поочередно кончиков всех пальцев.)

К пальчиковой гимнастики следует добавлять упражнения на развитие мелкой моторики рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание пирамидок; перекладывание карандашей, пуговиц; перекатывание шестигранного карандаша.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значить – развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец ребенка имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Помогайте ребенку координированно и ловко манипулировать пальцами. Обращайте внимание на то, что бы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать чашку, ложку, карандаш, умываться.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются – ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самые простые упражнения – это изображение при помощи пальчиков различных фигурок:

«Флажок»

(Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.)

«Очки»

(Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.)

«Зайчик»

(Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони «Заяц шевелит ушками»)

«Коза»

(Указательный и мизинец разведены в стороны. Остальные пальцы прижаты к ладони. «Коза бодается».)

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик чистил,

этот пальчик резал

этот ел

ну а этот все глядел»

«Апельсин»

Мы делили апельсин –

Много нас, а он один

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа

Эта долька для улитки

Эта долька для чижа

Ну а волку – кожура!

Публикации по теме:

Дидактические игры, настольные пособия по сенсорному развитию.Дидактические игры, настольные пособия по сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Флеш-альбом. Тема: «Животные».Флеш-альбом. Тема: «Животные». Флеш-альбом Тема "Животные". Пальчиковая гимнастика играет большую роль в общем развитии детей. Это, прежде всего, развитие речи, артикуляционного.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Опубликовано: 9 января 2013 в 13:59
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...