Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики дошкольников

Елена Байкова
Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики дошкольников

Ловкая и слаженная работа детских пальчиков способствует развитию интеллекта и речи ребенка, подготовке к обучению в школе, а также положительно воздействует на весь организм ребенка в целом.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Каждый палец руки представлен в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук способствует появлению артикуляции слов, так как речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Научиться управлять пальчиками – огромный труд. Ладошки ребенка в первые недели жизни сомкнуты в кулачки. Через время они начинают работать: тянутся за погремушкой, мнут и рвут бумагу. С каждым днем они действуют все осознаннее, стараясь получить желаемое, добиться своего. В это время в голове у ребенка происходит большая работа: ребенок не просто играет и познает окружающий мир, он умнеет, его интеллект развивается, и в результате он раньше научится говорить.

Все мы с детства знаем русские народные игры и потешки: «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…», «Ладушки-ладушки где были, у бабушки…». Эти игры можно смело назвать массажем, приносящим огромную пользу. Он тонизирует весь организм ребенка, поднимает иммунитет и настроение, способствует развитию интеллекта и речи. Каждому родителю необходимо знать пальчиковые игры, показывать их ребенку и играть вместе с ним. Причем чем раньше вы начнете массировать ручки, тем лучше для ребенка. Совсем маленьким детям полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибая их, повторяя слова. Играть необходимо, то с одной, то с другой ручкой по очереди. Слова нужно напевать ритмично, выполнять движения руками в такт песенке или стихотворению. Играть важно с интересом, весело, подчеркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Так ребенок скорее запомнит связь между словами и движениями, и сам будет стараться повторить их за вами. Основой для пальчиковой игры может стать любое детское стихотворение. Наши пальцы могут превратиться во что угодно: знакомый предмет, сказочного героя, игрушку, животное. Игры с пальчиками помогут развить в ребенке сообразительность, фантазию, усидчивость, внимание, память.

Чтобы правильно выбрать игру для ребенка, необходимо обязательно учесть его возраст. Ребенку в три года понравятся игры с энергичными движениями рук - «забиваем гвозди», «пилим стол», «месим тесто». Дети в этом возрасте знакомятся со своими пальчиками, учатся составлять простые фигуры – колечко, тарелочка, зайка; пробуют согласовывать движения обеими руками в упражнениях «домик», «ворота». В игры с трёхлетними детьми можно включать вторую руку: показать упражнения одной рукой, затем – второй, после этого – двумя руками сразу. Затем попробовать одной рукой выполнить одно упражнение, а второй – другое. Необходимо сопровождать движения разучиванием коротких стихов, потешек, считалок.

Нужно помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами, обращать внимание на овладение ребенком простыми, но важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если четырёхлетний ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Для проявления естественной активности ребенка используются игры с песком. Песок – прекрасное психопрофилактическое средство. Если ребенок плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все оказывается возможным. Проигрывание волнующей ситуации с помощью маленьких фигурок, создание рисунков из песка, помогает ребенку выражать свои эмоции, снимает напряжение, способствует развитию коммуникативных навыков.

Детям очень нравятся следующие упражнения:

• отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание: найти сходство со знакомым предметом (цветок, солнышко и т. д.);

• скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание: показать, как едет машинка, ползет змея;

• шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки. Потом – двумя руками одновременно;

Игры с песком ценны тем, что наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

В настоящий момент в продаже имеется большое количество «умных» игрушек, которые помогают развитию мелкой моторики ребенка. Это объемные конструкторы, мозаики, шнуровки.

Важно чтобы упражнения ребёнка заинтересовали, только тогда ему захочется повторить упражнение вместе с педагогом. Нужно проявлять терпение, доброжелательность, и результаты обязательно порадуют и удивят.

Предлагаю несколько примеров пальчиковых игр для дошкольников.

Улиточка.

У улитки-крошки

Подрастают рожки.

Научу её ходить,

Если будут ножки.

Пальцы сжать в кулачок.

Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперёд, «улитка» шевелит «рожками».

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Зайка серый скачет ловко.

В лапке у него морковка.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулак.

Публикации по теме:

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики дошкольников
Опубликовано: 13 февраля 2012 в 18:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Мастер-класс по изготовлению рукописной книги «Город детства моего»
Визитной карточкой нашего города и любимым местом отдыха горожан всех возрастов является Андерсенград. Андерсенград - детский игровой комплекс в городе...
Юные спасатали природы (Год экологии в нашей группе. Фотоотчет.)
Не за горами выпускной. Подходит к концу учебный год. Подводятся итоги года. 2017 год объявлен в России годом Экологии. Экологическое воспитание в...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...