Получи документы

Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть II)

Елена Шипицына
Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть II)

часть 1

наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;

для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений дети открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Мы вместе рассматриваем разнообразные природные объекты, явления; сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Публикация «Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть II)» размещена в разделах

Так, осенью во время прогулок-открытий внимание детей обращаю на овощи и фрукты. Мы рассматриваем их, составляем из них «живые» натюрморты. Рассматривая осенние цветы, обращаю внимание на цветки, их запах, форму стеблей и листьев. Рассматривая деревья, обращаю внимание на их осеннее убранство, отмечая разнообразие цветов оттенков листьев. В ноябре отмечаем изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Поздней осенью вместе с детьми рассматриваем кору разных пород деревьев, отмечаем разнообразие цвета, фактуры (гладкая, шершавая). Так же обращаю внимание детей на разнообразие листьев в природе: с одной пластинкой (подорожник, мать-и- мачеха, с тремя пластинками (клевер, земляника, с сильно изрезанными краями (своеобразие рисунка края у разных листьев). Во время прогулок-открытий дети подбирают определения к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду; жесткие, хрупкие во время заморозков.

Особое внимание в своей работе я уделяю самому близкому для человека дереву – березе, используя разные формы деятельности : занятия на природе, прогулки-открытия, занятие-загадка в природе, игры-импровизации, русские народные игры и игровые припевы. Играя с детьми в игру «Вопрошайки», предлагаю отгадать, что находится в коробочке. В «волшебной» коробочке лежит необыкновенная «одежда» деревьев, которую они сначала могут потрогать, а потом уж посмотреть. Дети, получив картонку с определенными кусочками коры, угадывают название дерева и находят его на территории участка. Выясняем с детьми для чего же нужна кора деревьям? (Оберегает их от жгучего мороза, от палящих лучей солнца, защищает от всяких повреждений и от случайных ушибов.) Как называется верхний слой коры белоствольных березок? Можно ли бересту назвать защитницей березы. Далее предлагаю детям превратиться в «ученых» : вооружиться чудо-приборами - лупами и рассмотреть с их помощью и невооруженным глазом бересту березы. После исследования предлагаю на обсуждение свою версию: береста березы почему-то напоминает тоненькую книжку со склеенными страницами. И предлагаю еще раз рассмотреть кусочек бересты под лупой, подводя к выводу, что береста слоится. Затем предлагаю сравнить бересту с кожей человека. Чем они похожи и чем отличаются? (Живые клетки человека и живые растительные клетки, но только береста состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко соединенных друг с другом).

Затем выясняю у детей : стареют ли клетки кожи человека и «кожи» дерева? Показываю старый слой бересты, находящийся на поверхности ствола, и самый молодой, находящийся в глубине ствола, уточняя знания детей о процессе замены у человека старых ороговевших клеток кожи. Дети имитируют этот процесс при помощи ладоней рук. Одна группа детей соединяет ладони плотно, другая - снизу тихонько раздвигает их и ставит свои ладони над ними. Вот так же происходит замена верхнего слоя коры березы - бересты. Затем выясняем, почему береста не тонет? Можно ли снимать бересту с растущих живых деревьев? Почему?

В следующий раз мы открываем еще одну тайну: почему березу называют белоствольной, отчего у нее ствол белого цвета? (черными кусочками ткани проводим по коре). В клетках бересты находится белое вещество, похожее на зубной порошок – бетулин, который покрывает кору берез тоненьким слоем. Отвечая на вопрос, почему березу называют чернобровой, ищем так называемые черные «брови» берез и проверяем у всех ли берез на стволах есть черные поперечные полоски-чечевички. Узнаем, что береза дышит не только с помощью листьев, но и еще при помощи чечевичек, которые состоят из рыхлой древесной ткани, между клетками которой имеются как бы окошечки - отверстия. Вот через них и проходит воздух, которым дышат березы. Но зимой деревья засыпают и, что происходит с чечевичками? (за-крываются). А какие превращения с чечевичками произойдут весной? Кто их разбудит?

Отправляясь на экскурсию в березовую рощу, находим «семьи» берез, растущих из одного ствола, молодые и старые деревья, деревья с по-вреждениями.

И выясняем, почему эту группу берез можно назвать семьей? Находим березу-Отца, березу-Мать, березу-Бабушку, березок- Детей. Чем люди и деревья похожи друг на друга? (Живые, растут, дышат, питаются, дают потомство и т. д.)

Затем касаемся кончиками пальцев своей кожицы на щеке и коры молоденькой березки и осторожно проводим подушечками пальцев по глубоким «морщинам» - зарубинам березы-«старушки», и делимся своими ощущениями. Выясняем, отчего появляются морщины-зазубрины на березе и у человека?

По моему мнению, ценность поисковой деятельности заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.

Таким образом, для речевого развития огромное значение играют средства, методы приемы, использующиеся для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. п.) использую новые. Например, «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Заранее определяю объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т. д.) По пути на место внимательно осматриваем все вокруг, поддерживаю заинтересованность детей фразами : «Давайте свернем на эту тропинку. Может быть, она приведет нас к сказке?», «Подойдите к этому дереву. Может быть, здесь спряталась сказка?» Придя на место, вместе с детьми вспоминаем известную им сказку (или несколько сказок, отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор идет о сказке «Гуси-лебеди». Вместе с детьми рассматриваем дерево, его ветки, листья и плоды (если есть, пересказываем соответствующий эпизод, при необходимости вспоминаем предшествующие и последующие события сказки, предлагаем свои варианты обращений с просьбой к яблоньке.

Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Публикации по теме:

«Доктор Пилюлькина советует!» Беседа с детьми о здоровом образе жизни«Доктор Пилюлькина советует!» Беседа с детьми о здоровом образе жизни «Доктор Пилюлькина советует!» Беседа с детьми о здоровом образе жизни. Задачи: формировать понимание необходимости заботиться.

Знакомство дошкольников с историей и традициями Олимпийских игр. Проект «Олимпийское образование в ДОУ» Проект «Олимпийское образование в МБДОУ № 202» Цель: формирование основ олимпийского образования в МБДОУ № 202 Задачи: знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть II)
Опубликовано: 2 сентября 2014 в 15:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД