Влияние природы на духовно-нравственное развитие детей

Ольга Бородина
Влияние природы на духовно-нравственное развитие детей

«Влияние природы на духовно-нравственное развитие детей»

Бородина О. Н.

воспитатель МБДОУ

детский сад

общеразвивающего вида №2

«Колокольчик»

Дошкольное детство – это время активного интереса к природе, окружающей среде и всему миру, поэтому одной из важных задач воспитателей, работающих в детских садах, является формирование у детей экологического сознания, воспитание экологической культуры. Процесс этот очень длительный, и может продолжаться на протяжении всей жизни человека. И именно в дошкольном возрасте можно и нужно закладывать фундамент осознанного отношения детей к окружающей действительности. Как часто, мы взрослые, умиляемся, видя как двух – трёх летний карапуз, обрывая цветы и бутоны на клумбе весело хохочет, растаптывая их на дорожке. Нам забавно смотреть, как пяти – шести летние дети пугаются «незнакомых» мух и жуков. С ужасом смотрят, а иногда пинают или бьют палками ящериц и лягушек, считая их вредными и ненужными, не понимая их значения для человека и окружающей среды. А меж тем природа является неиссякаемым источником духовного обогащения. Постоянно соприкасаясь с природой, у детей формируются реалистические знания об окружающем мире. Работая с детьми дошкольного возраста, воспитатели имеют уникальную возможность дать им необходимый объём знаний об окружающей природе. Но обязательно нужно предложить детям привлекательные виды деятельности, предоставить возможность проявлять инициативу, уважительное и внимательное отношение со стороны взрослых и полное сотрудничество взрослых и детей.

Игра для детей – это жизнь, поэтому организуя, например, сюжетно/ролевую игру, необходимо выбирать и отражать в ней реальное событие в природе или деятельность взрослых, направленную на защиту и охрану природных ценностей. Например, в сюжетно/ролевую игру «Садовники» можно играть, как в тёплое время года, так и в зимнее время, используя растения из «Зелёного уголка». Играя дети понимают, как можно и нужно использовать леечки, совки, лопатки, ведёрки. Ребята накапливают практический опыт, проявляют заботу о растениях. На прогулке проводя с детьми игру «Раз, два, три, к дереву беги» педагог решает дидактическую задачу, помогая им почувствовать радость и удовлетворение от динамического решения, закрепить теоретические знания в результате непосредственного общения с природой. Очень ярким, наглядным воздействием на сознание детей обладают небольшие опыты и эксперименты. Летом это могут быть опыты с песком, глиной, воздухом и водой. Зимой, можно предложить, эксперимент с политыми и нет комнатными растениями. Дети очень быстро начинают понимать правильность отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и создающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные и духовные ценности. У детей проявляется отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей природы.

Играя, дети начинают понимать самих себя, учатся выражать свои эмоции, выявляют лучшие черты своего характера. Чаще всего в играх у детей проявляются доброжелательность, сочувствие, забота, внимательное отношение друг к другу, т. е. происходит формирование и усвоение нравственных ценностей. Происходит духовно-нравственное развитие.

У ребят развивается умение слушать, понимать, общаться, они дают оценку другим и главное оценивают себя. Задача педагога в этой работе помочь детям найти взаимопонимание, направить их эмоции, создать позитивное настроение. Учить общаться, взаимодействовать, находить корректные способы реагировать на недостойное поведение других. Формировать умение быть снисходительными, терпимыми, уметь прощать.

Есть такая пословица: «Ищи кротости, чтоб не дойти до пропасти». Ведь кротость – это великодушие, умение простить обидчика, не отвечать злом на зло. И именно этими качествами должен обладать человек, взявшийся за воспитание детей или, по крайней мере, стремиться обладать ими. Педагогу, да и любому взрослому человеку, очень поможет в обретении этих качеств изучение жития Преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых Русской православной церковью в лике святых, основателя Троицкого монастыря, преобразователя монашества на Руси, величайшего подвижника земли русской. Изучая историю становления Руси, проникаешься уважением, почитаешь силу и дух Сергия Радонежского, способного, по словам его современников, «тихими и кроткими словами» действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, умея примерять вражду, благословлять на ратные подвиги».

Большую роль в развитии у детей духовных, нравственных качеств играет приобщение их к культурному наследию народа. Необходимо дать дошкольникам представление о правах каждого человека на жизнь и охрану здоровья, обязанностях уважать право другого человека на жизнь, о праве детей на заботу государства. Познакомить их с достопримечательностями родного края. Реализовать эти цели педагогу помогут прогулки, экскурсии различные праздники. Ведь наличие знаний у детей ещё не гарантирует постоянного положительного отношения ребёнка к природе. Поэтому очень важно включать его в ежедневную заботу о растениях, насекомых, животных во время прогулок. Показывать красоту, разнообразие и величие окружающего мира во время экскурсий. Закреплять знания и эмоциональные переживания во время ярких, красочных, динамических праздников.

Осознавая всю значимость работы по развитию у детей духовно-нравственных качеств, необходимо помнить, что все усилия могут оказаться тщетными, если не заручиться поддержкой родителей. Важно привлечь взрослых членов семьи к совместному процессу. Ведь семья оказывает огромное влияние на формирование основ мировоззрения у детей. Именно в семье, в период раннего детства, закладывается фундамент нравственных, духовных ценностей. Поэтому так важно привлечь мам и пап, бабушек и дедушек, к проведению родительских собраний экологической направленности. Предложить им совместные походы, экскурсии для «общения» с природой. Организовать тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе. Вовлечь взрослых в озеленение территории детского сада, высаживании цветов на клумбы. Принять их помощь в организации и проведении спортивных и музыкальных праздников, направленных на экологическое образование, как детей, так и самих взрослых.

Работая с детьми никогда нельзя останавливаться и почивать на лаврах достигнутого успеха. Ведь дети, получая эмоциональное впечатление о природе, только начинают накапливать представления об огромном и прекрасном мире вокруг, познают основу экологической культуры, входят в увлекательный мир исследований, учатся грамотному поведению в природе, раскрывают самые лучшие духовно-нравственные качества. А природа в свою очередь открывает о себе всё новые и новые знания. И чтобы сохранить и приумножить её богатства для будущих поколений необходимо постоянно формировать и развивать у детей желание бережно и с любовью относиться к огромной и хрупкой планете под названием «Земля».

Публикации по теме:

Работа с родителями по приобщению дошкольников к экологии Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.

Социальный проект по улучшению экологической обстановки в микрорайоне «Мой маленький мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 Гнездышко» Срок реализации проекта – 1 год Старшая группа.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Птицы
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Влияние природы на духовно-нравственное развитие детей
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 16:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Наш Буквоград» Мастер класс
"Наш Буквоград" Мастер класс. У нас появился город, который помогает воспитанникам быстрее и легче в занимательной форме запомнить все звуки и буквы...
«Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника»
СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного...
Декоративное рисование «Городецкая роспись деревянной доски» в старшей группе.
Программное содержание. Продолжать развивать представление детей о городецкой росписи. Знакомить с декоративным изображением городецкой розы. Учить...
Консультация для родителей «Пластилинография — это чудо!»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных...
Сценарий праздника посвящённый Светлой Пасхе «Веселиться народ-праздник Пасхи у ворот»
МБДОУ «Детский сад №33 «Радуга»г. Смоленск Сценарий посвящённый Светлой пасхи "Веселится народ-праздник Пасхи у ворот" Подготовили и провели: Музыкальный...