Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Ольга Романова
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем формального (учебные заведения и дошкольные учреждения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).

К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.

Часто воспитатели в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально - положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.

Необходимым условием правильно организованного процесса ознакомления детей с природой является программное содержание, которое воспитывает и формирует материалистическое миропонимание у дошкольников. Детям среднего возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяют условно на две большие группы: к первой относят знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй - знания, определяющие правила поведения человека, в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: " Зачем людям нужна природа?", «Как человек заботится о природе ", «Природа и творчество человека " и др.

Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья. Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания.

Стихийность процесса ознакомления дошкольников с природой проявляется в том, что родители "идут за ребенком ", его интересами, не придумывают заранее вопросы. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, пробуждение к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способы глубоко проникнуты в мир красоты природы, помогают воспринимать и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание его законов и связей не возможно без эмоционально-положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы.

При этом существует и другая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов,либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и тд.)

В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и тд.) А в работе с родителями по данной проблеме воспитатель должен решить следующие задачи:

1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе

2. Установить преемственность в работе с семьей

3. Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления дошкольника с природой

Публикации по теме:

«Земля — наш общий дом» Формировать знание детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие "Земля-наш общий дом". Расширять и обогащать знания о природе,.

Экологическое воспитание в ДОУ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙЦЕЛЬ: воспитание социально- активной личности,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 18:35
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...