Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Ольга Романова
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем формального (учебные заведения и дошкольные учреждения) и неформального образования (разнообразные источники информации, разовые мероприятия).

К сожалению, возможности дошкольного детства в решении этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональная отзывчивость, подражательность, позволяющих наиболее чувствительно воспринимать природные явления.

Часто воспитатели в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально - положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.

Необходимым условием правильно организованного процесса ознакомления детей с природой является программное содержание, которое воспитывает и формирует материалистическое миропонимание у дошкольников. Детям среднего возраста уже доступны для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяют условно на две большие группы: к первой относят знания, расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй - знания, определяющие правила поведения человека, в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действенной любви к природе. Эти знания можно объединить в несколько тем: " Зачем людям нужна природа?", «Как человек заботится о природе ", «Природа и творчество человека " и др.

Часть работы по формированию у дошкольников нравственного отношения к природе может взять на себя семья. Анализ семейного воспитания показывает, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания.

Стихийность процесса ознакомления дошкольников с природой проявляется в том, что родители "идут за ребенком ", его интересами, не придумывают заранее вопросы. Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, пробуждение к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способы глубоко проникнуты в мир красоты природы, помогают воспринимать и наслаждаться ею. Необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и этическое развитие ребенка. Обогащение представлений о природе, познание его законов и связей не возможно без эмоционально-положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького ребенка должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы.

При этом существует и другая опасность: приучить формально общаться с природой, ограничиваясь либо утилитарной деятельностью (сбор грибов, ягод, цветов,либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и тд.)

В работе с родителями важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу намечается хотя бы небольшая цель, связанная с восприятием объекта природы (полюбоваться, присмотреться, заметить, сравнить, вспомнить и тд.) А в работе с родителями по данной проблеме воспитатель должен решить следующие задачи:

1. Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к природе

2. Установить преемственность в работе с семьей

3. Искать пути естественного включения семьи в процесс ознакомления дошкольника с природой

Публикации по теме:

«Земля — наш общий дом» Формировать знание детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие "Земля-наш общий дом". Расширять и обогащать знания о природе,.

Экологическое воспитание в ДОУ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙЦЕЛЬ: воспитание социально- активной личности,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Влияние природы на нравственное развитие дошкольника
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 18:35
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей на тему «Зимняя избушка». Фотоотчет
Предлагаю фотоотчет по рисованию цветными карандашами зимней избушки детьми старшего дошкольного возраста. Предварительно побеседовали с детьми о том, как...
Конспект занятия «Осторожно — тонкий лёд!» для 4 группы детей с ОВЗ
Тема: Осторожно - тонкий лёд! Цель: формирование навыков безопасного поведения на льду. Задачи: - Способствовать формированию навыков безопасного...
Фотоотчет: «Зима — прекрасное время для развлечений».
Зима - прекрасное время для развлечений. А какое развлечение без праздника? После длинных, зимних каникул наши маленькие воспитанники вернулись в детский...
Фотоотчёт праздника «Рождество Христово» в старшей группе.
Уважаемые коллеги, доброе время суток! Представляю вам фотоотчёт праздника "Рождество Христово", который прошёл в нашем саду сразу после Новогодних...
«Рождественские Святки»
Воспитание личности ребенка происходит с самого раннего детства. Знакомство с традициями , обычаями и народными праздниками воспитывает у детей интерес к...