Получи документы

Консультация для родителей «Влияние самостоятельности на будущее и характер ребенка»

Надежда Васильева
Консультация для родителей «Влияние самостоятельности на будущее и характер ребенка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 20"

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

___

Методические рекомендации родителям :

«Влияние самостоятельности на будущее

и характер ребенка»

Выполнила :

старший воспитатель

Васильева Надежда Леонидовна

2018г.

[b

]Как самостоятельность в детстве влияет на будущее и характер ребенка

[/b]

Публикация «Консультация для родителей „Влияние самостоятельности на будущее и характер ребенка“» размещена в разделах

Когда мы задумываемся о самостоятельности детей или чувствуем настоятельную необходимость сделать их «самостоятельными», надо определить для себя, что это за явление и зачем детям самостоятельность. Качества характера, в том числе и самостоятельность, не существуют сами по себе, их нельзя иметь просто для того, чтобы они «были», для украшения. Каждое качество должно служить определенным целям, задачам, которые стоят перед ребенком.

Так зачем нужна самостоятельность ребенку? Первое, что приходит на ум – самостоятельность нужна, чтобы сделать ребенка способным позаботиться о себе («самому стоять» на ногах). Но нужно ли современному ребенку заботиться о себе самому и может ли он по-настоящему это сделать? Сегодня родители, государство, общество берут на себя заботу о ребенке до очень зрелых лет (часто до окончания института, чтобы он мог спокойно учиться, не думая о пропитании. Ребенок редко предоставлен самому себе, он в окружении взрослых и, по сути дела, не должен обеспечивать себе автономное существование.

В противовес этому в культурах примитивных народов, где дети независимы и самостоятельны с ранних лет, ребенок очень рано попадает в ситуацию необходимости заботиться о себе самому. И сама обстановка вокруг него является гарантией того, что необходимые качества разовьются. Уровень самостоятельности ребенка – это фактически результат того жизненного уклада, в котором он существует.

Современный городской ребенок не имеет почти никаких предпосылок, чтобы быть хотя бы таким же самостоятельным, какими были его родители в детском возрасте. Изменилось отношение к ребенку, изменился образ жизни, у современных родителей другие возможности. И если говорить о современной жизни в ее естественном варианте, то она скорее притормаживает самостоятельность детей, чем развивает её. И тогда мероприятия, которые должны сделать ребенка самостоятельнее, могут выглядеть несколько искусственно, идти вразрез с естественным течением жизни. То есть самостоятельность сегодняшнему ребенку можно привить не благодаря жизненным реалиям, а скорее вопреки им.

Часто родители говорят, что им проще сделать самим, чем ждать, что это сделает ребенок, заставлять его, получать несовершенный продукт его труда. Действительно, с точки зрения экономии энергии (а человеческий организм, как правило, естественно движется по пути наименьшего сопротивления) в современном мире дела проще сделать самому, чем обучать этому ребенка. Исторически вопрос, делать ли родителю нечто самому или поручить ребенку, никогда не стоял, маленьких детей приобщали к труду просто потому, что иначе семья не могла выжить. Мать поручала старшей дочери занимать младших детей не потому, что она хотела привить ей какие-то качества (заботливость или самостоятельность, а по насущной необходимости. Родители были заняты тяжелой работой и естественным образом привлекали к труду ребенка. Детей приобщали к работе просто потому, что это было необходимо семье. Ни о каком намеренном развитии «правильных» качеств речь не шла, тем не менее дети быстро становились самостоятельными и ответственными.

Тот контекст, обстановка, в которой живет ребенок, и являются как бы волшебным ключиком для раскрытия его потенциала. Если жизнь требует от ребенка опоры на самого себя, самостоятельность развивается. Если же такой необходимости нет, то все слова родителей о том, что «нужно быть самостоятельнее», - пустое сотрясение воздуха. Чтобы у ребенка развилось определенное свойство характера (в нашем случае – это самостоятельность, его нужно поставить в условия, где оно необходимо.

Даже при большом денежном достатке в семье и возможности полностью оградить ребенка от работы, например, по дому, есть смысл специально организовать такую работу, чтобы дать ребенку представление о труде.

Оторванность от простых дел, которые служат поддержанием жизни, не лучшим образом влияет на характер ребенка. Дети, которых постоянно обслуживают, у которых нет насущной необходимости проявлять самостоятельную активность, рискуют стать требовательными, неуверенными в себе, склонным к депрессивным переживаниям и нетерпимыми к любым неприятным, но необходимым условиям.

Некоторые из перечисленных качеств вполне понятны. Конечно, если ребенок привыкает, что ему все приносят на блюдечке, он становится требовательным. Но как неуверенность в себе и склонность к депрессивным переживаниям связана с самостоятельностью? Некоторые родители, наоборот, считают, что, не нагружая детей, они вырастят их светлыми оптимистами, ведь их детство было столь безоблачным! По замыслу родителей дети, получающие все по первому требованию, без собственных усилий, должны вырасти как раз уверенными в себе, ведь им все так легко доставалась.

На практике оказывается, что это совсем не так, и психологическая теория это подтверждает. Уверенность в себе и оптимизм связаны у человека с опытом реального воздействия на этот мир. И сравнительно мало связаны со словами, которые ребенку говорятся. Так, если твердить ребенку, что он «самый лучший» и «молодец», но на деле не доверять ему, не давать самостоятельно действовать, страховать от всех ошибок, то он будет расти неуверенным, несмотря на «правильные» слова. И наоборот, если не нахваливать на каждом шагу, но предоставлять ребенку реальный опыт действий, позволять видеть результат своих усилий, то ребенок будет становиться увереннее и оптимистичнее.

Прежде чем ребенок сможет видеть свои успехи в академическом обучении, осознавать их, пройдет много лет. А первый его опыт – освоение предметного мира вокруг себя, освоение той жизни, что окружает ребенка. И если в этой жизни он только почетный гость, которого обслуживают, но не дают самому действовать, не побуждают к этому, то он будет расти неуверенным в своих силах. Во многих семьях можно видеть, что бытовые навыки ребенка, его самостоятельность и ответственность почти не развиваются с возрастом или развиваются столь медленно, что это резко контрастирует с уровнем возможностей ребенка. Как в три года ребенок встал из-за стола и шел играть, а за ним убирали, так он действует и в 8 лет. Когда ребенку, было 4 года, мама следила за чистотой его одежды, но вот ему уже 11 лет, а он ведет себя аналогично. При этом уровень недовольства сыном или дочкой может расти, родители хотят большей включенности ребенка в дела, но это ничего не меняет.

Одна из причин такого состояния дел – революционные скачки требований к ребенку. До поры до времени к ребенку не предъявляют каких-либо требований, он считается маленьким. Кроме того, действует принцип «проще сделать самому». Потом, обнаружив, что ребенок «уже большой», ему говорят: «Давай-ка трудись!» Но ни по уровню ответственности, ни по своим практическим навыкам он не готов к таким ультиматумам. Детям действительно трудно замечать, что их одежда мятая, что на столе оставлен беспорядок, в портфеле кавардак и школьная форма (после катания с горки) валяется мокрым комом в углу комнаты. Не то чтобы дети этого не видели, они просто не приучены фокусировать на этом внимание, у них свои дела, это не входит в их повестку дня.

Для того, чтобы ребенок был больше включен в реальные дела семьи, а не только в игровое пространство своего воображения или виртуальный мир ТВ и компьютерных реалий, нужно с самого раннего возраста приобщать его к тому, что делают взрослые, давать ему небольшую часть работы. Невозможно сегодня полностью обслуживать ребенка, даже не привлекая внимания к тому, что вы делаете, а завтра вдруг объявить ему: «А теперь, мой милый, сам давай!» Кроме сопротивления, вы ничего не получите. Так что ключевое понятие для развития самостоятельности – эволюция. Завтра надо сделать на один шаг больше, чем сегодня.

Итак, детская самостоятельность в современном мире почти не играет практической роли. Родители прекрасно справляются со своей работой и без детей. Исключения, конечно, бывают. Это, например, многодетные семьи или семьи, живущие за счет натурального хозяйства. В таких семьях вклад каждого человека в общее дело необходим и очень важен. Но такие семьи никогда не озабочены воспитанием самостоятельности у детей, она формируется сама собой, под влиянием обстоятельств. Контраст между образом жизни в разных семьях может быть весьма сильным.

Не смотря на то, что самостоятельность детей не представляет собой насущной необходимости в современном обществе, её стоит воспитывать для формирования жизнеспособного характера ребенка. Выше уже упоминалась связь самостоятельности в детстве с уверенностью в себе и оптимизмом человека. Кроме этого, развитие самостоятельности важно для способности человека в дальнейшем делать не вполне приятные, но необходимые вещи.

Когда мы побуждаем ребенка делать нечто самому, он неизбежно сталкивается с трудностями, которые придется преодолевать. Застегнуть непослушные пуговки, завязать шнурки, справиться с веником, навести порядок в шкафу, самому заказать еду в кафе, посчитать сдачу, собрать портфель. Всё это не так просто для ребенка, это требует навыков и сосредоточенности, волевого усилия. Множество таких мелких волевых актов в течение детства формирует определенный навык человека – делать нечто, когда проще не делать. Когда мы жалеем ребенка, ограждаем его от таких усилий, даем ему «побыть ребенком», то этим оказываем медвежью услугу. Как неподготовленный человек не может внезапно начать побеждать на спортивных соревнованиях, так и ребенок, не поставленный перед необходимостью тренировать свой волевой аппарат, не сможет в нужный момент им воспользоваться. Привычка делать то, что необходимо, вместо того, что хочется, облегчает трудность каждого конкретного усилия. Если человеку, привыкшему себе во всем потакать, огромным усилием представляется даже небольшое движение, вроде утреннего подъема, то человек с тренированной силой воли, например спортсмен, даже не воспринимает это как усилие. Привычка преодолевать инертность делает каждое преодоление проще. Побуждая ребенка к самостоятельности, усилиям, вы не сделаете из него унылое вьючное животное (как опасаются некоторые родители, а наоборот разовьете силу воли и уверенный взгляд на мир.

Для того, чтобы развить полезные и необходимые качества у ребенка, родителям не нужно делать ничего, что противоречило бы его природе. Действительно, у ребенка уже есть семена, зачатки всех качеств характера. Вопрос только в том, сможем ли мы вырастить эти семена. При разумном подходе любой ребенок может проявлять доброту, чуткость, целеустремленность и самостоятельность.

Однако непродуктивно верить в то, что эти качества вырастут у ребенка сами собой или что они вырастут в неблагоприятных условиях. Для того, чтобы семена проросли, требуется определенная среда, уход и солнечный свет.

Прежде чем приступить к развитию самостоятельности ребенка, желательно верить, что то, что вы собираетесь развивать, свойственно ребенку по самой его природе, не противоречит его натуре. В этом заключена часть успеха. Если вы предполагаете, что по природе ваш ребенок ленивый и вялый, а задача воспитателя – вытравить эти качества и поставить на их место полезные (инициативу и трудолюбие, то ваша задача сильно усложняется. С другой стороны, необходимо ясно представлять себе, что ваша родительская обязанность – создать благоприятные условия для произрастания задатков ребенка. Без этих условий (то есть ваших правильных действий) семена рискуют так и остаться в земле, под гнетом сорняков.

Вдохновлять или требовать

Многие родители не слишком обрадованы перспективой вдохновлять, мотивировать, поощрять ребенка делать то, что он должен делать. Родители считают, что есть обязанности, которые человек (в частности ребенок) просто обязан выполнять, а заигрывания и системы поощрения тут ни к чему. Что есть понятие «надо», а когда надо, то хочешь не хочешь, а берешь и делаешь. К таким «надо» в представлении родителей обычно относятся учебные дела ребенка и работа по дому.

Логику родителей можно понять, ведь кажется, что взрослые живут именно по этому принципу. Они делают что-то не потому, что им за это обещана награда, а просто потому, что делать это необходимо. Многие родители вспоминают свое детство и то, что их никто не развлекал и не увлекал, пытаясь заставить сделать что-то. Так и они готовы только требовать от ребенка исполнения своих предписаний и ожидают послушания.

Подобная тактика обычно оказывается недальновидной по целому ряду причин. Рассмотрим здесь главные из них.

Представление о том, что взрослые выполняют свою работу просто так, без особой мотивации, попросту ошибочно. Взрослые точно так же управляются системой поощрений и наказаний, просто это более скрытая система, часто она внутри самого человека. Так женщина, не приготовившая семье обед, будет наказана чувством вины и страхом навлечь на себя неодобрение окружающих. А приготовив этот обед, она будет вознаграждена удовольствием близких людей и чувством выполненного долга. Мужчина, не пропылесосивший в выходные квартиру, получит последствия своего поведения в виде недовольства жены, а выполнив свою работу, будет иметь все основания без чувства вины засесть вечером за просмотр ТВ. Так у любого поведения взрослого человека есть система внешних и внутренних влияний, которая этим поведением управляет.

Почему же ребенку недостаточно такой тонкой системы для того, чтобы включиться в работу? Причина в том, что у ребенка долгое время просто нет сформированной системы внутренних ценностей, на основании которой можно управлять поведением. Он еще плохо представляет себе, что такое чувство долга перед близкими, не имеет оформленного внутреннего образа себя, его внутренний мир не похож на мир взрослого. Этот внутренний мир формируется постепенно под воздействием опыта жизни в определенной среде, в обществе. Только усвоив с течением времени взгляды и ценности нашего общества, ребенок сможет управлять собой с помощью внутренних мотивов.

Многие идеализируют недалекое прошлое человечества, когда дети становились самостоятельными гораздо раньше, помогали родителям, и никаких особых систем мотивации, плакатов, вознаграждений, договоров и заигрываний для этого не требовалось. В семье было много детей, каждый из них делал свою работу. Почему сейчас не может быть так же? Может быть, именно заигрывания с ребенком, демократия, излишние объяснения и делают детей капризными, требовательными и ленивыми? Тогда выход может видеться в том, чтобы убрать все специальные «психологические штучки» и просто потребовать от ребенка выполнения своих обязанностей. При такой линии размышления упускается из виду главный фактор, а именно вопрос: на чем в прошлые времена держался авторитет родителей? Историки детства дают однозначный ответ на этот вопрос: власть родителей всегда держалась на физическом подавлении детей, телесных наказаниях. Даже если наказание не применялось фактически, его вероятность и «шаговая доступность» делали детей более сговорчивыми, и им не требовалось дополнительной мотивации. Сегодня все больше родителей отказываются от физического наказания детей, зная о его психологических последствиях. Они не хотят возвращаться в то недавнее прошлое, когда страх ребенка перед силой родителя был главной, а часто и единственной причиной его послушания. И именно поэтому встает вопрос: а как еще мы можем воздействовать на ребенка? Тогда появляется система альтернативной мотивации, где мы стараемся привлечь ребенка к работе на основе положительных, а не отрицательных эмоций.

Итак, чтобы ребенок начал что-то делать, его надо или заставить, или замотивировать это делать. Многие родители бессознательно идут по пути «заставить», но при этом не хотят использовать грубые методы физического воздействия. Тогда активность родителя направлена на поиск карательных мер, которые будут травмировать ребенка не слишком сильно. Наказания, репрессивный стиль (даже если при этом не используется жестоких методов) – наименее удачный способ мотивации.

Материал этой статьи направлен на смену фокуса внимания родителей. Вместо того, чтобы думать, как заставить ребенка делать нечто, лучше подумать о том, а как сделать так, чтобы он сам захотел это делать. Полностью отказаться от принуждения в воспитании невозможно, но можно отвести этому принуждению скромную роль и сделать ставку на более вдохновляющие методы.

Ребенку проще научиться самостоятельному и ответственному поведению, если его сопровождают дружелюбные воспитатели, которые стараются, чтобы выполнение работы стало более приятным делом. Ребенок постепенно обучается такому подходу к работе, со временем он научится мотивировать самого себя подобным образом.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребенка» Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда.

Консультация для родителей «Как характер ребенка зависит от вас?» Консультация для родителей на тему: «Как характер ребенка зависит от вас?» Воспитатель: Мальцева Наталья Сергеевна..

Консультация для родителей «Компьютерные игры и их влияние на ребенка» Цель: просвещение родителей по теме «Компьютер и дошкольник». Задачи консультирования: 1. Акцентировать внимание родителей на возможные.

Консультация для родителей «Влияние колыбельных песен на здоровье ребенка» Еще не так давно, существовала хорошая традиция укладывать спать малыша под колыбельную песню. На протяжении многих веков, это было неизменно,.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка» Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью.

Консультация в старшей группе «Характер ребенка зависит от родителей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 г. Йошкар-Олы «Изюминка» Консультация в старшей.

Консультация для родителей «Влияние компьютера на ребенка» Зачастую родители, сами того не понимая, приучают детей к компьютеру. Причины возникновения зависимости могут быть совершенно разные. Недостаток.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на организм ребенка»Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на организм ребенка» У пальцев человека много рецепторов,которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Тонизирующее действие на развитие организма.

Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольного возраста» составитель: Тимофеева Л. Н., воспитатель Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольного возраста Консультация для родителей.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие мозга ребенка» Влияние музыки на развитие мозга ребенка Музыка для мозга Музыка присутствует во всех культурах. Она имеет фундаментальное значение для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние самостоятельности на будущее и характер ребенка»
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 14:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД