Влияние семьи на духовно-нравственное развитие ребёнка

Елена Творогова
Влияние семьи на духовно-нравственное развитие ребёнка

Все родители убеждены в том, что они любят и знают своего ребенка, но на вопрос, в чём именно они видят проявление этой любви, большинство ответить затрудняются. Их ответы поражают однородностью и стереотипностью, независимо от расположения ДОУ, возраста родителей, образования, числа детей в семье и т. д. Практически все родители называют не более трёх-четырёх положительных качеств своего ребёнка. При этом ответы настолько стандартны («добрый мальчик», «ласковая девочка», «он у меня послушный», «не жадный», что возникает справедливый вопрос, а знают ли родители своих детей?

Педагогически целесообразная родительская любовь-это любовь к ребёнку во имя его будущего, а не во имя удовлетворения собственных родительских чувств. Важнейшая из этнопедагогических формул, выведенная Г. Н. Волковым, гласит: «Что такое воспитание? Пример и любовь. Больше ничего». Трагедия современности в исчезновении примеров, в том числе и семейного образа жизни. Люди перешли к одиночно-коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависит от возраста детей и качества жизни. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи. Отсюда желание окружить ребенка своеобразной «защитной стеной», которая обеспечивала бы ему максимальный материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги, детский сад, школа). Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребёнка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу толерантности и взаимопонимания. Ориентация в семейном воспитании на индивидуализм лишают нас надежды на построение правового государства, живущего по законам гражданского общества.

Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, привычках, обязанностях и т. д. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни. Кардинальные изменения образа жизни требуют изменения традиционного культурного уклада большинства российских семей, привычно выстраивающих отношения на приоритете старших над младшими, подчинении воле мужа как главы семейства.

Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально статусное положение ребёнка в обществе. При этом возникает серьёзная проблема сохранения духовно-нравственного воспитания ребенка в семье. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер. Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие, порядочность Вместе с тем духовность-результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для её формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным Нельзя полюбить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд- высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки» Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов («мама спит», «нельзя шуметь» ; «раздели конфету на всех или предложи попробовать») , терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая», «помоги ей найти очки», «будь снисходительным к пожилым людям», соблюдения этикета и т. д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребёнок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдёт неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Любовь - одна из важных сфер семейного взаимодействия. Она создаёт единую психическую и эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему сложно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны помнить, что их любовь к ребенку - залог его психического развития. Всё, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности. Но часто родители просто не знают, как нужно любить своего ребёнка. Их присутствие рядом, постоянные поручения, даже специальные занятия – это ещё не любовь. А ведь именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. У 85% подростков, которые совершили правонарушения, не было тёплых, доверительных отношений с родителями в дошкольном детстве. Г. Н. Волков приводит данные, что 95% преступников, отбывающих наказания, на вопрос, помнят ли они о том, что им в детстве пели колыбельные песни, ответили отрицательно. Наблюдения показали, что пение колыбельных песен вызывает у детей положительные эмоции, успокаивает, оказывает усыпляющее действие. Ритм колыбельных песен обычно соотносится с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. Внутренняя настройка на другого человека через ритм его движений – самый древний, универсальный и успешный способ психологического присоединения к партнеру Мать и ребенок учатся языку общего ритма естественным путем, когда ребенок находится в утробе, и позже они только настраиваются друг на друга. Вот почему так важно ласкать ребенка, прижимать к себе, гладить, обнимать, чтобы он слышал дыхание матери и ритм её сердца. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило: родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят: «Я тебя люблю», «Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире». На это отводится не менее получаса в день. Для наших родителей полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь Важнейшая потребность, которую испытывает ребенок, вступающий в общение,- получить от партнера «поглаживание», т. е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это – необходимое условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.

Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребёнок часто обращается к ним не за конкретным советом, а за пониманием.

Обозначенный круг проблем, связанных с воздействием семьи на духовно-нравственное развитие детей, далеко не полный и требует дальнейших исследований и разработок методических и практических материалов для родителей и педагогов.

Публикации по теме:

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние семьи на духовно-нравственное развитие ребёнка
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 14:50
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...