Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития

Татьяна Гунина
Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития

В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить. Кроме этого, речь помогает ребенку овладеть собой через планирование своего поведения.

В связи с этим Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. считают, что средством формирования произвольного, осознанного поведения является речевое общение, включенное в деятельность ребенка, что дает определенную "точку опоры" для управления своим поведением. Первым шагом на этом пути может стать совместная с взрослым игра, которая является традиционным, признанным методом обучения и воспитания дошкольников. [ 6, с. 45]. В игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Одним из первых тезис об игре как особом средстве воспитания выдвинул Ф. Фребель.

Вместе с этим, многими педагогами и психологами были даны характеристики игр детей, выделены ее особенности (К. Грос, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, Ф. Фребель и другие) [ 22, с. 270 ].

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать внимание ученых. Появилась классификация детских игр, разработанная Новоселовой С. Л. В основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В этой классификации особое место занимают театрализованные игры.

По мнению Артемовой Л. В., театрализованные игры учат детей анализировать, развивают эмпатийные и эстетические способности. [ 3, с. 15 ].

Следовательно, именно в театрализованной деятельности у детей развиваются навыки речевого общения, так как общение без эмоций, мимики, жестов, слов невозможно.

Маханева М. Д. считает, что источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщая его к духовным ценностям является театрализованная деятельность. [ 34, с. 4 ].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что точного определения понятия "театрализованная деятельность" нет.

В связи с этим, Маханева М. Д. отмечает, что театрализованная деятельность (игра) – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях. [ 34, с. 5 ].

В частности, Козлова С. А., Куликова Т. А. определяют театрализованные игры как разыгрывание в лицах литературных произведений. По их мнению особенностью театрализованных игр является готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. [ 22, с. 301 ].

Вместе с этим, Артемова Л. В. театрализованные игры подразделяет на группы: с одной стороны, режиссерские игры, а с другой – игры-драматизации. Итак, театрализованные игры, по мнению Артемовой Л. В., развивают по заранее подготовленному сценарию, который ведет за собой игру. А источником театрализованных игр является окружающий мир, который выступает в роле опоры для творчества педагога и детей. [ 3, с. 10 ].

М. С. Певзнер [ 44 ] отмечает, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других - сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности [15]. Исследованиями М. С. Певзнер и Т. А. Власовой выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации [ 44 ].

Также в театрализованных играх дети упражняются в общении, входя в образ персонажа, используя мимику, жесты, слова, чувствуя себя раскованно, что развивает у них эмпатийные способности, выразительность речи.

Тем не менее, театрализованные игры носят и воспитательный характер - дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. [ 34, с. 9 ]. В том числе, общаясь со сверстниками и с взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения в ходе разговора, отмечают ошибки героев сказки, стараются быть послушными, внимательными, радовать окружающих.

Таким образом, для развития навыков, речевого общения необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях - всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки.

Доказано, что у детей с ЗПР в процессе коррекционного воздействия отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно в театрализованно-игровой, а также в образно-ролевых играх (Е. А. Медведева).

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. [ 29, с. 22]

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000. – 400 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М., 2004. – 128 с.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 20 с.

4. Бородич А. М. Методика развития речи. – М., 1984. – 228 с.

5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. – М., 2003. – 240 с.

6. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до 6 лет. – М., 2004. – 120 с.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995. – 185 с.

8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 235 с.

9. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность дошкольников // Вопросы психологии. – 1984. - № 1. – С. 34-40

10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 12. – С. 91-97.

11. Джидарьян И. А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. – М., 1981. – 465 с.

12. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. – М., 2002. – 128 с.

13. Ермаков П. Н., Лабунская В. А. Международная конференция "Психология общения" // Психологический журнал. – 2004. - № 2. – С. 132-133.

14. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека //Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 2-6.

15. Закон РФ "Об образовании" // Советская Чувашия. – 1993. № 55-58. – С. 2-4

16. Закон ЧР "О языках" // Республика. – 2001. - № 47-48. – С. 4-5.

17. Зарубина Н. Д. Методика обучения связной речи. – М., 1977. – 371 с.

18. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 25-28.

19. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М. 1, 2004. – 112 с.

20. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – С. -Пб., 2003. – 210 с.

21. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольника. – М., 1973. – 250 с.

22. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2002. – 416 с.

23. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание России в документах и материалах. – М., 2001. – 472 с.

24. Конвенция о правах ребенка // Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2002. – 416 с.

25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1997. – 259 с.

26. Любина Г. О формах и организации работы по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11. –С. 49-51.

27. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 374 с.

28. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. – М., 1997. – 345 с.

29. Лисина М. И. Общение ребенка с взрослым как деятельность // общение и его влияние на развитие психики дошкольника. Сб. науч. тр. – М., 1974. – 290 с.

30. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 390 с.

31. Локтева Е. В. Театрализовано-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР//Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. -2006.-№ 4.-С. 22-26.

32. Лубовский В. И., Переслени Л. И. Дети с задержкой психического развития. -М. ,2003.-163 с.

33. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971. – 295 с.

34. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2003. – 128 с.

35. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. – М., 1991. – 420 с.

36. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – 410 с.

37. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2002. – 456 с.

38. Немов Р. С. Психология. В 3 кн.: Кн. 3. – М., 1995. – 410 с.

39. Немов Р. С. Психология. В 2 кн.: Кн. 1. – М., 1994. – 415 с.

40. Обучение детей с задержкой психического развития/Под ред. В. И. Лубовского. -Ярославль,2004-269 с.

41. Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. – М., 1985. – 247 с.

42. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М., 1990. – 274 с.

43. Ожегов С. Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996. – 928 с.

44. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития//Дефектология. – 2000.-№ 3. – С. 12 -16.

45. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития – вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. -2003. - № 1. –С. 5-8.

46. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – 420 с.

47. Проблема изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. – М., 1994. – 315 с.

48. Программа воспитания ребенка – дошкольника / Под рук. О. В. Драгуновой. – Чебоксары, 1995. – 231 с.

49. Психология / Под ред. В. Н. Дружинина. – С. -Пб., 2002. –

50. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000. – 240 с.

51. Развитие речи и речевого общения /Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ,1995.– 324 с.

52. Развитие речи дошкольника. /Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ,1990. – 310 с.

53. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989. – 455 с.

54. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. – 375 с.

55. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1967. – 395.

56. Смирнова Е. О. Генезис общения ребенка от рождения до 7 лет в исследованиях сотрудников психологического института // вопросы психологии. – 2004. - № 2. – С. 54-62.

57. Струнина Е. М., Ушакова О. С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981. № 2. – С. 5-7.

58. Триггер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - Ярославль. -2008. – 128 с.

59. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития. / У. В. Ульенкова. М.: Просвещение, 2000. 294 с.

60. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. – М., 1979. – 405 с.

61. Ушакова Т. Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. – 1999. - № 3. – С. 59-69.

62. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – 255 с.

63. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – 305 с.

64. Урунтаева Г. А., Дошкольная психология. – М., 1998. – 315 с.

65. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1978. – 295 с.

66. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1980. – 370 с.

67. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. – М., 2000. – 176 с.

68. Шипицына Л. М. и др. Азбука общения. – С. -Пб., 2002. – 476 с.

69. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 278 с.

70. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. психол. труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., Воронеж, 1995. – 350 с.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 20:04
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...