Внедрение кружковой работы «Юный шахматист» в дошкольном учреждении

Татьяна Назарова
Внедрение кружковой работы «Юный шахматист» в дошкольном учреждении

Из опыта работы….

«Юный шахматист»

Многие взрослые: педагоги, родители, организаторы кружковых занятий задают вопрос: «Что дают шахматы детям Ответ на него – ключ к пониманию всей проблемы.

Всестороннее развитие личности затронуло все стороны нашей жизни, в том числе и школу. Учебная программа расширилась, перегрузка учащихся стала очевидной. Для облегчения первоклассников и усвоению ими учебного материала важно найти средства, повышающее эффективность усвоения школьной программы. Такое средство должно:

1) быть занимательным по форме;

2) требовать сравнительно небольшой затраты времени;

3) содействовать развитию общего кругозора детей.

С этой целью в нашем ДОУ с 2006 учебного года был открыт кружок «Юный шахматист». Введение курса «Шахматы» позволяет уже с дошкольного возраста подготовить детей к школе. Кружок «Юный шахматист» положительно влияет на формирование у детей старшего дошкольного возраста многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Опыт показал, что дети, посещавшие кружок легко внедряются в школьную программу нетрадиционной системы обучения, т. к. этим детям интереснее познавать каждый раз новое, у них усидчивое поведение, учитель может удерживать внимание в течение всего урока.

Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям старшего дошкольного возраста. Дети этого возраста познают всё через игру и важное значение при изучении игре в шахматы имеет специально организованная игровая деятельность, использование приёма обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Важно пробудить у детей интерес к шахматам, поэтому учебный материал строится в порядке возрастания трудностей, ни в коем случае нельзя перенагружать детей. Наибольший интерес у ребёнка всегда вызывает практическая игра. Поэтому не стоит злоупотреблять его терпением и после 20 минутных учебных занятий разумней всего перейти непосредственно к шахматной игре.

Программа кружковой работы в детском саду предусматривает 33 шахматных занятий. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углублённой проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Примерное распределение программного материала:

Занятие 1-3. Шахматная доска. (Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнёрами. Горизонтальная, вертикальная линии. Количество полей в горизонтали, вертикали. Количество горизонталей, вертикалей на доске. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Короткие диагонали. Центр доски.

Занятие 4. Шахматные фигуры. (Белые и чёрные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).

Занятие 5. Начальное положение. (Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур).

Занятие 6, 7. Ладья. (Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие).

Занятие 8, 9. Слон. (Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие).

Занятие 10. Ладья против слона.

Занятие 11, 12. Ферзь. (Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие).

Занятие 13. Ферзь против ладьи и слона.

Занятие 14, 15. Конь. (Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие).

Занятие 16. Конь против ферзя, ладьи, слона.

Занятие 17, 18. Пешка. (Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие).

Занятие 19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Занятие 20. Король. (Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие).

Занятие 21. Король против других фигур.

Занятие 22, 23. Шах. (Шах различными фигурами. Защита от шаха. Двойной шах).

Занятие 24-26. Мат. (Цель игры. Мат различными фигурами. Мат в один ход).

Занятие 27. Ничья, пат. (Отличие пата от мата. Варианты ничей. Примеры на пат).

Занятие 28. Рокировка. (Длинная и короткая рокировки. Правила рокировки).

Занятие 29-31. Шахматная партия. (Практическая игра со всеми фигурами).

Занятие 32, 33. Повторение программного материала.

Введение кружковой работы «Юный шахматист» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом становится деятельность детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

«Что посоветовать и порекомендовать родителям, чьи дети увлеклись в эту непростую игру?»

Послесловие для родителей:

• Старайтесь постичь вместе с ребёнком основные законы и правила шахматной игры.

• Запаситесь терпением.

• Если вы познаёте шахматную игру через книгу, то работу над книгой (её чтение) целесообразнее проводить вместе целиком. И лишь после этого приступить к разбору отдельных глав, к работе над примерами и упражнениями.

• После теоретических занятий, разбора упражнений, обязательно переходите к шахматной игре.

• И всегда помните, ваш «шахматист» ещё слишком юн, и главная цель, которая стоит перед взрослыми: не столько обучить, сколько привить интерес к шахматам. Поэтому форма изложения должна быть доступна для вашего дошкольника.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Публикации по теме:

Газета детского сада для детей и сотрудников Вниманию педагогов представлен один из выпусков газеты выпускаемой в дошкольном учреждении. Формат печатного издания печатается в формате.

Педагогический проект «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности» педагогический проект соответствует федеральным государственным требованиями и основывается на основной общеобразовательной программе дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Внедрение кружковой работы «Юный шахматист» в дошкольном учреждении
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 20:48
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...