Внедрение элементов ИКТ в образовательный процесс ДОУ

Надежда Ерошевич
Внедрение элементов ИКТ в образовательный процесс ДОУ

В связи с модернизацией образования изменилось его содержание, изменились задачи, которые общество поставило сегодня перед педагогом.

Актуальность, значимость и новизна информатизации образовательного процесса: наш информационный век требует от педагога использования новых технологий в образовательном процессе. Мы все видим, как умнеют наши дети, многие из них уже в дошкольном возрасте разбираются в компьютерных программах. Для ребенка, который большую часть своего времени проводит в саду, главным развивающим фактором является предметно-развивающая среда. И главная роль в адаптации ребенка к современным условиям жизни должна, конечно, отводиться педагогу.

В настоящее время педагоги сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на занятии. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов - это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности дошкольников и привлечь их внимание.

Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа технологии.

Мультимедиа в дошкольном образовании – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Его перспектива – в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов. Мультимедиа – это новая форма старого метода обучения через видение и восприятие на слух, так как эта технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: текст, цифры, графику, анимацию, видео и звук.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени.

Мультимедиа технологии уже доказали свою эффективность. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения.

Применение мультимедиа технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.

Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Не исключением является и наш детский сад. В работе с детьми информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе занятий. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Считаю, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности» [2, с. 16]. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Главной задачей взаимодействия ДОУ с семьей является повышение педагогической компетентности родителей, их активности. В работе с родителями ИКТ используется при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов, мастер-классов, консультаций. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Наш детский сад располагает для педагогов компьютерами и мультимедийным комплексом.

Однако мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием современного развивающегося общества. Информационные технологии вносят значительные изменения в содержание образования. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, успех которых связан с реализацией национального проекта «Образование».

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения заключается в том, что с детьми должны работать педагоги, знающие технические возможности компьютера, мультимедиааппаратуры, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования их в учреждениях образования, ориентирующиеся в компьютерных программах, обладающие компьютерной грамотностью, коммуникабельные и творческие личности с высокими интеллектуальными способностями.

Применение компьютера на занятиях с детьми логопедических групп позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Занятия, которые направлены на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение данных инноваций повышает интерес детей к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. На фронтальных и подгрупповых занятиях используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.

Итак, включение информационных мультимедийных технологий в ДОУ делает процесс обучения технологичнее и результативнее, повышает интерес дошкольников к работе и активность на занятиях, развивает мышление, воображение, стимулирует их творческую деятельность. Конкретно-наглядная основа занятия в сочетании с другими методическими приемами делает его ярким, зрелищным, необычным, увлекательным и поэтому запоминающимся. Использование ИКТ на занятиях значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность дошкольников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих воспитанников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:

- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.

Таким образом, реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Литература:

1. Журнал «ИКТ в образовании». Электронное издание (приложение к журналу «Учительская газета»). Спецвыпуск «ИКТ в образовании». №20. http://www.ug.ru/?action=sub&app=ikt

2. Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения". №12, 2009.

3. Осин А. "Мультимедиа в образовании", ИКТ в образовании, Учительская газета, 2004 г., № 6-18.

4. Осин А. "Новый носитель или новое явление? Мультимедиа в образовании - что это такое?" lib.1september.ru/2006/02/4.htm

5. Трофимова В. Формы и методы организации обучения с использованием средств ИКТ // ИКТ в образовании. – 2008. - №5.

6. www.mediaeducation.ruМедиаобразование в России.

Публикации по теме:

Повышение ИКТ — компетентности педагогических работников ДОУПовышение ИКТ — компетентности педагогических работников ДОУ Для повышения качества дошкольного образования, в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Внедрение элементов ИКТ в образовательный процесс ДОУ
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 15:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...