Внеклассное занятие для учащихся школы-интерната «Волшебные узоры — вытынанки»

Надежда Лукавая
Внеклассное занятие для учащихся школы-интерната «Волшебные узоры — вытынанки»

Цель: дать представление о технике ажурного вырезания - вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

Задачи:

обучающие задачи:

-формирование знаний и умений о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках;

-знакомить детей с необходимыми материалами и приемами работы с ними;

-учить проявлять творчество в создании изделий;

-учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

-учить индивидуальной работе и коллективному творчеству;

развивающие задачи:

-активизировать мыслительные процессы;

-развивать память, логику, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

-способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;

-развивать глазомер;

-развивать у воспитанников способность концентрировать внимание, распределять свои силы;

воспитательные задачи:

-воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;

-воспитывать умение видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности;

-воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину;

-прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Ход занятия

I.Вступление.

-Ребята, сегодня у нас необычное занятие, сегодня у нас час творчества. А творчество - это источник доброты и красоты. Давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха. Чтобы творить прекрасное и дарить этим радость людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце. Что удалось услышать? (Ответы детей)

-А сейчас вы узнаете, почему прислушивались именно к вашим горячим сердечкам.

Притча «Красота».

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой - стояли горы.

Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой - человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:

-Какое оно сильное, могучее, вечное - море.

А человек с холодным сердцем сказал:

-Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

-Смотри, какой прекрасный цветок! Да это, же и есть та красота, которую мы ищем!

-Где ты видишь прекрасный цветок? - удивился человек с холодным сердцем. -Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…

-Да, камень, но там, внутри, цветок розы, - возразил человек с горячим сердцем. -Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.

Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

-Да, крепкий камушек…

(В. А. Сухомлинский)

-А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

(Ответы детей.)

-Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

(Ответы детей.)

-Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

(Ответы детей.)

-А что ему помогло?

-Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем занятии. Мы с вами постараемся разглядеть красоту зимнего дня или ночи, красоту живой и неживой природы зимой. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.

II.Основная часть.

1. Рассказ воспитателя о технике «вытынанки».

Вытынанка - вид народного декоративно-прикладного искусства: вырезание из бумаги ажурных узоров и образов.

Простейшей вытынанкой являются всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем из бумаги перед Новым годом.

Вытинанка (от укр. «вытинати» - вырезать) - это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.

Искусство вырезания ажурных узоров из бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже - героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветов. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.

Очень давно на Украине бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. Вытынанки, искусно вырезанные хозяйкой дома, использовали вместо рушников и занавесок, украшая ими иконы в красных углах избы и окна. Как только не называли такие украшения: паучки, ужики, голубки, звёздочки, крестики, стригунцы. И только в 1913 году появилось название «вытынанка».

2. Виды вытынанок.

Характерной чертой народных вырезок из бумаги является их симметричное построение. Зеркальная симметрия (например, в изображениях древа жизни) даёт ощущение уравновешенности и покоя. Очень часто симметричные узоры, ритмически повторяясь, становятся элементами орнамента. Это достигается или путем складывания из бумаги в несколько раз, или наклеиванием изображений друг около друга. Сюжетные вытинанки вырезали свободно, от руки, не складывая бумагу. Это обычно изображения деревенской свадьбы, полевых работ и других сценок из жизни крестьян.

Вытынанки бывают: одинарные, сложные, ажурные, силуэтные

Одинарные вытынанки - сделаны из одного листа бумаги, его можно сложить 2, 4, 6, 8 раз или не складывать вовсе.

Сложные вытынанки всегда делали из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на:

-составные - создаются из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию,

-накладные - разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.

Силуэтные украшения возникли во Франции в середине 18 века, оттуда распространились по Европе. Их резали из красной бумаги маленькими ножницами. Этим искусством занимались и Н. В. Гоголь, и И. Репин.

3. Использование вытынанок в жизни.

Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством, как взрослых, так и детей. Работа с ножницами, шаблонами, канцелярскими ножами способствуют коррекции и развитию речемыслительной деятельности учащихся с ОВЗ (внимания, мышления, памяти, фантазии, развитию мелкой моторики рук; воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.

С помощью вытынанок можно очень красиво и оригинально оформить помещение к новогоднему празднику.

Для украшения жилища сейчас вытынанки используют как элементы интерьера и декора стен, мебели, а так же оригинальные подарки на праздники: 8 Марта, 23 февраля, Новый Год, день рождения и другие.

4. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления вытынанок.

Обычно для выполнения вытынанок используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов. Например, вырезать белоснежные зимние пейзажи из белой бумаги для пастели - одно удовольствие. Белизна придает особый шарм вырезанной картине, а если подобрать удачный темный фон, то эффект просто невероятный. Очень удобно работать с бумагой для акварели.

Для работы необходимы: острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.

5. Последовательность выполнения вытынанки.

Начинают работу с эскиза, в котором необходимо выразить то, что представляют увидеть в конце работы.

Намечают контуры согласно эскиза, затем вырезают, соблюдая рамки выбранного контура. При этом закрытые участки определяют заранее, так как они при вырезании удаляются. Если их нужно сохранить, то продумывают элементы, способствующие их соединению.

III.Практическая часть.

1. Показ изделия.

2. План работы.

3. Тренировочные упражнения в прорезании бумаги (линия, «капелька»).

4. Изготовление вытынанок (подарок на 8 Марта).

Правила работы с ножницами:

1. Не бери ножницы без разрешения учителя.

2. Работая ножницами, следи за пальцами левой руки.

3. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.

4. Не держи ножницы острыми концами вверх.

5. Не оставляй их в раскрытом виде.

6. Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперёд.

7. При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку.

8. Детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов.

9. Чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.

IV.Обсуждение техники. Самостоятельная работа детей.

V.Выставка детских работ (рассматривание и обсуждение работ).

Рефлексия занятия.

VI.Итог занятия.

-Вот и закончилось наше занятие. Ребята, у вас получились волшебные узоры - вытынанки.

Искусство вытынанки

Знакомо всем славянкам.

Бумажные кружева

Украшали все дома…

(О. Орлова)

-Ребята, ваши работы смогут украсить любую комнату.

Внеклассное занятие для учащихся школы-интерната «Волшебные узоры — вытынанки»
Публикации по теме:

Беседа-игра для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Мой путь к доброте»Беседа-игра для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Мой путь к доброте» Беседа – игра «Мой путь к доброте» Цели: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально.

Конспект урока русского языка в 6 классе «Однородные члены предложения» для учащихся школы-интерната ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Данкова» Открытый урок по русскому языку в 6 классе Однородные члены предложения Учитель.

Коррекционно-воспитательное мероприятие для учащихся специальной школы-интерната. Игра-викторина «Правовой лабиринт» ГОУ Снежнянская специальная школа-интернат № 42 Игра-викторина «Правовой лабиринт» Подготовила воспитатель Дегтярёва Ю. В.

Урок для учащихся школы-интерната «Приготовление горячих бутербродов»Урок для учащихся школы-интерната «Приготовление горячих бутербродов» Цели урока: • образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека; с технологией приготовления и оформления бутербродов.

Проект для учащихся школы-интерната для детей с ОВЗ «Квиллинг»Проект для учащихся школы-интерната для детей с ОВЗ «Квиллинг» МКОУ «Линевская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями» Проект «Квиллинг. Цветочная фантазия» Выполнил:.

Сценарий праздника для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Осенний вальс»Сценарий праздника для учащихся школы-интерната для детей-сирот «Осенний вальс» Сценарий праздника «Осенний вальс» 1 ведущий. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье,.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Внеклассное занятие для учащихся школы-интерната «Волшебные узоры — вытынанки»
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 22:01
+139Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Играем в Шашки»
Кто ты - Слава, Маша, Толя Говорун или тихоня, Непоседа – озорник Или лучший ученик, Дрессируешь ли собаку, Затеваешь с братом драку, Любишь спорт...
«Солнечная корзинка доброты»
«Солнечная корзинка доброты» – социальная благотворительная акция в п. Кирзавод г. Якутска Республики Саха ( Якутия. С прошлого учебного года в нашем ДОУ...
Проект: «Мы за спорт»
Краткосрочный проект с 13. 06. по 15. 06. 18г. на тему: «Мы за спорт! » для детей младшей группы Подготовила воспитатель: А. В. Бубенкова Тип проекта:...
Мастер-класс по изготовлению мельницы из газетных трубочек
Для изготовления Мельницы нам потребуется много газет, клей, гуашь, лак, прищепки бельевые, усидчивость, вдохновение и фантазия! 1. Изготавливаем...
Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе «Расскажем...
Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Расскажем зайчику о птичках» Татьяна Балалаева Цель : Формирование у детей образа птиц....