МААМ-картинки

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся

Ольга Деревягина
Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся

Организация внеурочной деятельности и воспитательной

работы в свете ФГОС. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся.

В настоящее время общество характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной сферы. Сегодня востребованы люди творческие, активные, умеющие быстро адаптироваться и социализироваться в окружающем нас мире.

Публикация «Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся» размещена в разделах

Проводимая в стране модернизация образования ориентирует образовательные организации и педагогов на поиск новых путей и способов развития адаптационных способностей детей, их социальной компетентности.

В связи с этим, ответом системы образования стала идея компетентностного подхода в обучении и воспитании, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью ФГОС является усиление практической жизненной направленности образования. Одной из ключевых компетентностей является социальная компетентность, т. е. готовность и способность личности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.

Сегодня уже мало просто воспитывать в детях традиционные ценностные отношения. Обучающийся должен сам уметь формировать свою жизненную позицию, быть способным и готовым к разумному выбору, выработке самостоятельных идей и принятию решений. Речь идет о личности, способной управлять своим поведением, выстраивать жизненную стратегию, но с опорой на существующие правила, нормы и законы общества.

Ребенок с детства усваивает различные модели поведения в социуме и потом реализует их во взрослой самостоятельной жизни. Приобретенный опыт и социальные компетенции во многом определяют его в дальнейшей жизни. Хаотичное становление поведенческих моделей не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Ребенку необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих моделей и стратегий, поэтому развитие социальной компетентности обучающихся должно стать одним из важнейших направлений работы педагогов.

Социальная компетенция предполагает определенный круг полномочий, относя его к социальной сфере, поведению и взаимодействию в нем. При таком понимании компетентности становится ясно, что она может формироваться только при условии личностной заинтересованности обучающихся в данном виде деятельности. Поэтому, если педагог хочет в качестве результата своей работы иметь компетентность обучающихся, он должен не принуждать, а мотивировать детей к выполнению той или иной деятельности.

Внеурочная деятельность является широким полем для формирования и развития социальной компетентности. Внеурочная работа побуждает обучающихся участвовать в принятии решений, повышает их инициативность, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной, идущей от желания самого ребенка. Именно внеурочной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности.

Внеурочная деятельность даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и обучающимися; создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; создает для ребенка ситуацию успеха; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности.

В процессе работы важно научить ребенка вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т. д. Эти навыки формируются в групповой работе, которая должна занять достойное место во внеурочной деятельности обучающихся.

На смену занятиям, где раньше доминировал педагог, сегодня приходят активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, ролевые игры, занятия с элементами тренинговых упражнений. Педагог сегодня должен отказываться от монолога и занимать позицию сотрудничества во взаимодействии с детьми.

Для повышения эффективности формирования социальной компетентности педагогу необходимо использовать во внеурочной деятельности драматизации с разыгрыванием ситуаций, игровые упражнения, направленные на обучение детей принимать решения, вступать в контакт, сотрудничать с окружающими, избегать конфликтных ситуаций и т. д. Особенно важно это в работе с детьми с ОВЗ.

В работе с детьми перед педагогом может встать проблема интереса. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на занятиях; от ее решения зависит, насколько хорошо ребенок усвоит полученные во внеурочной деятельности знания и навыки, насколько он их будет использовать в качестве алгоритмов действия. Чтобы у обучающихся возникал и развился интерес, необходимо создавать определенные условия:

• Необходимо организовывать занятия так, чтобы ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

• Занятия необходимо делать интересными, новыми и разнообразными для каждого ребенка.

• При подготовке занятий, необходимо подбирать посильный и понятный материал, желательно чтобы он мотивировал детей на получение новых знаний, нового опыта.

• Материал занятий должен быть ярким, запоминающимся, а сам педагог должен быть эмоциональным и заинтересованным в результате обучения, т. к. это оказывает глубокое воздействие на ребенка, на его отношение к работе над новым материалом.

Приведенному выше комплексу условий могут отвечать только подготовленные, нетрадиционные формы внеурочной деятельности.

В ходе занятий я стараюсь организовать свою деятельность и деятельность обучающихся так, чтобы они взаимообучали друг друга, обменивались информацией, а для этого необходимо создать проблемную ситуацию, необходимо чтобы они работали в парах, в группах, умели высказать и отстаивать свое мнение, выслушать мнение другого.

Так же применяю инсценировку отдельных проблемных ситуаций, ввожу в занятия элементы тренинговых упражнений, что создает благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания ситуации. Использую в работе ИКТ. Такие занятия предоставляют детям возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения, что в конечном итоге повышает готовность и способность личности ребенка к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр как средство развития социальной личности воспитанникаИспользование дидактических игр как средство развития социальной личности воспитанника Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания и отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид деятельности.

Дыхание как средство формирования правильной речи В нашем детском саду в рамках годового плана учителя-логопеды организовали семинар-практикум «Проблема предупреждения и коррекции недостатков.

Внеурочная деятельность по музыке Мы осознаем, что предметы Искусства в школе всегда были одним из главных каналов идейно-политического воспитания школьников. Смена идеологий.

Обучение в cотрудничестве как средство повышения познавательной активности учащихся В современном обществе особенно ощущается потребность в развитии коммуникативного и познавательного потенциала ребёнка, развитии самостоятельности,.

Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся Одни из главных механизмов преодоления негативных процессов в жизни общества является формирования культуры межэтнических отношений в обществе.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании.

Проект по самообразованию «Изобразительная деятельность как средство формирования творческого воображения у дошкольников» Тема: «Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста» Участники проекта:.

Проектная деятельность, как средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Проектная деятельность, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Мир, окружающий ребёнка,.

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных.

Внеурочная деятельность в первом классе по ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся
Опубликовано: 7 апреля 2017 в 19:38
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД