Лучший педагог года

Волонтерская деятельность в ДОО как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста (9 фото)

Ольга Анатольевна Васильева
Волонтерская деятельность в ДОО как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.

В. А. Сухомлинский.

Анализ проблемы развития современного ребенка показывает возрастание негативных изменений по всем трем направлениям структуры личности ребенка: телесности, душевных проявлений и духовного бытия. Ситуация развития ребенка третьего тысячелетия значительно осложняется общей невротизацией населения, социально-экономическими проблемами семьи, увеличением количества психосоматических и психических заболеваний [абр].

Публикация «Волонтерская деятельность в ДОО как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Значительное повышение уровня жизни ребенка и семьи в последние десятилетия (механизация быта, рост потребления товаров и услуг, количество и качество детских товаров – игрушек, книг, фильмов и т. п.) находится в противоречивом несоответствии со снижением качества жизни (психоэмоциональное благополучие, оптимизм). Исчезают в городах дворики, где дети могут общаться, играть. Разрывается связь поколений ввиду отдельного проживания старшего поколения. Большая загруженность родителей на работе не оставляет сил на воспитание и общение с детьми, что приводит к росту детской жестокости и подростковой преступности [абр, с. 157].

Все вышеперечисленные обстоятельства выдвигают на первый план необходимость духовно-нравственного развития современного ребенка. Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребенком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от воспитания, от социальной среды, в которой он живет. Поэтому возникает задача конкретизации норм морали для понимания ребенком их смысла и воспитания опыта поступков, соответствующих нормам морали [буре, с. 8].

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Семья и детский сад – две важные ветви воспитания ребенка, каждая из которых обладает своими специфическими возможностями в формировании личности дошкольника. Для гармоничного развития детей необходимо их взаимодействие. [инн, с. 3].

Наблюдая за общением детей в нашей группе, фиксируя их высокую эмоциональную напряженность, конфликтность, мы пришли к выводу, что необходимы дополнительные меры для решения проблемы. Родители настолько заняты своими делами, карьерным ростом, что не могут выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети чаще всего сидят перед телевизором или компьютером. А проявлять любовь, уважение, сострадание – этому нужно учить!

Поиск современных инновационных форм взаимодействия родителей с сотрудниками ДОО опирается на интерес как детей, так и родителей ко всему новому. Опираясь на интерес родителей, формируется дополнительная мотивация посещения ДОО, участия в мероприятиях, акциях, развлечениях. Видя желание детского сада помочь им в воспитании детей, родители более внимательно относятся к тому, что делают для ребенка они сами и педагоги [козлова, с. 55].

Технология «Дети - волонтёры» уже длительное время применяется в работе с детьми школьного возраста. В детских садах её использование долгое время проходило эпизодически, но после введения ФГОС ДО (п. 2.6. - «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий») волонтерские движения стали появляться и в дошкольных учреждениях.

Волонтерство – перспективное, позитивно мотивированное и хорошо себя зарекомендовавшее средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, которое позволяет заложить в детях основы доброты, активной жизненной позиции, превратить равнодушное, безликое общество в живых и чувствующих людей, активных граждан своей страны.

В своей группе на протяжении пяти лет мы создавали и развивали волонтерское движение с помощью проекта «Дари добро». Родители вместе с детьми участвовали в конкурсах, акциях, организовывали разнообразную деятельность детей. Родители-волонтеры – это не только добровольные помощники воспитателей в группе, но и инициаторы, участники, а иногда и вдохновители различных мероприятий.

Актуальность проекта: стремительные политические, социально-экономические изменения в современном обществе создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, очень важным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить детей к жизни в обществе.

Вид проекта: социально – значимый.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 – май 2022 года.

Участники проекта: дети группы №2 МБДОУ№257 г. о. Самара, педагоги ДОО, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Цель проекта: пропаганда духовно-нравственных ценностей, предотвращение асоциального поведения, развитие культуры общения.

Задачи:

- воспитание чувств сострадания, милосердия, отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста;

- поддержка социальной инициативы, которая направлена на помощь слабым, пожилым, больным людям, сохранение экологии;

- развитие коммуникативных навыков, ответственности, самостоятельности и социальной активности детей старшего дошкольного возраста путём участия в разработке и проведении социально значимых мероприятий, движений и акций;

- укрепление-детско-родительских отношений;

- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс в ДОО.

Волонтер – это доброволец. Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива, это бесплатная помощь, в результате которой ребенок получает не материальную плату, а внутреннее удовлетворение. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Гипотеза проекта – объединение детей, родителей, педагогов и специалистов детского сада деятельностью, которая продиктована доброй волей приведет к:

- более эффективному формированию у детей дошкольного возраста доброты, милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

- развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде;

- оптимизации детско-родительских отношений.

Реализация проекта.

Подготовительный этап.

1. Проведение мониторинга по выявлению уровня информированности о волонтерском движении и отношение всех участников образовательного процесса к волонтерскому движению.

2. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

3. Анкетирование родителей.

4. Оформление перспективно-тематического плана, паспорта проекта.

5. Оформить альбом-сборник с пословицами, поговорками, рассказами о взаимопомощи.

6. Подборка видеороликов и мультфильмов по теме.

7. Картотека дидактических игр на развитие эмпатии.

8. Картотека бесед с воспитанниками на нравственную тему.

9. Создание добровольной детской организации «Дари добро».

Основной этап.

Темы волонтерских акций с участием воспитанников :

«Творческий десант» - сделать украшения для музыкального зала к осеннему (новогоднему, весеннему) празднику.

«Мы к вам приехали на час», «Добровольные помощники», «Играем вместе», «Корзинка радости» - участие в развлечениях для детей младших групп, оказание помощи ребятам младшего возраста в режимных моментах, учить играть малышей вместе с педагогом-психологом ДОО, сбор подарков (игрушек) для детей младшей группы - формирование у воспитанников умения правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость.

«День пожилого человека», «Новогодний сюрприз», «Мы помним, мы гордимся» - подготовка праздничных концертов вместе с музыкальным руководителем, изготовление подарков для ветеранов геронтологического центра, поздравление участников ВОв с Днем Победы и Днем пожилого человека.

«Творческий десант», «Трудовой десант», «Книжная мастерская», «Мастерская игрушек» - помощь взрослым в изготовлении украшений для музыкального зала к осеннему (новогоднему, весеннему) праздникам, помощь дворнику в расчистке дорожек на территории детского сада, участие в реставрации книг и журналов, изготовление и ремонт игрушек. Воспитание трудолюбия.

«Четыре лапы ждут помощи», «Пернатые друзья», «Новый дом для птиц!» - собрать и передать приюту для животных старые игрушки, одеяла и корм, трудовая деятельность по изготовлению кормушек для птиц, регулярное наполнение их кормом зимой, постройка скворечников.

«Папа - лучший защитник», «Сильные, смелые – наши папы самые умелые», «Любимому папе, дедушке» - помощь детям младшей группы в изготовлении поздравительной открытки для папы к 23 февраля, создание поздравительных плакатов, изготовление подарков.

«Букет весенних поздравлений и пожеланий», «Мамочке любимой», «Самая красивая, самая любимая» - театрализованное представление для мам, открытки и подарки к 8 марта.

«Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Олимпийские резервы – это мы», «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья» - помощь инструктору по физической культуре в проведении дней здоровья для младших групп, информационные листовки для воспитанников, педагогов и родителей воспитанников, воспитание потребность здорового образа жизни.

Экологические акции «Берегите природу!», «Наш цветущий детский сад», «Мусору – нет!», «Макулатуру собираем – деревья сохраняем», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» - создание экологической тропы в детском саду, посадка цветов и уход за ними, уборка мусора, сбор макулатуры, создание плакатов и листовок на тему охраны природы, рассказы малышам о необходимости беречь природу.

Заключительный этап.

Развлечение «Дари добро тому, кто рядом» - подведение итогов волонтерской деятельности за два года, просмотр презентации наиболее ярких моментов благотворительных акций нашей группы.

Оформление фотоальбомов «Добрые дела» с фиксированием всех акций, проводимых добровольной детской организации «Дари добро».

Результаты проекта:

- участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- дети научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- ребята готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях;

- дети-волонтеры активно помогали своим подопечным, получив отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;

- в различных совместных действиях дети научились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обмениваться опытом и эмоциональным общением;

- дети приобрели опыт использования права самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни.

Литература:

1. Абраменкова В. В. Проблема духовно-нравственного развития СОВРЕМЕННОГО ребенка. – [Электронный ресурс] – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/problema-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-sovremennogo-rebenka (дата обращения - 22.01.2023).

2. Абраменкова В. В. Ценность детства в современном мире и образовании: Монография. – М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 232 с.

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

4. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 203 с.

5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 112 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)

Волонтерская деятельность в ДОО как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Если добрые чувства не Воспитание детей Материалы для педагогов воспитаны в детстве их никогда не воспитаешь Анализ проблемы развития современного ребенка показывает возрастание негативных изменений по всем трем направлениям структуры личности ребенка телесности душевных проявлений и духовного бытия Публикация Волонтерская деятельность в ДОО как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста размещена в разделах Волонтер Волонтерское движение Воспитание детей Материалы для педагогов Конспекты занятий находится в противоречивом несоответствии со снижением качества жизни психоэмоциональное благополучие оптимизм
Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Волонтерская деятельность в ДОО как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 апреля 2023 в 09:24
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД