Получи документы

План-конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы

Ирина Новоселова
План-конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы

План- Конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы

Воспитатель МБДОУ Детский сад №15 "Родничок" Новосёлова И. В.

Цель: расширять и пополнять знания детей о родном крае Сибири, озером Байкал с учетом регионального компонента. Продолжать знакомить детей с приемами работы на интерактивной доске.

Публикация «План-конспект занятия „Волшебное озеро Байкал“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Образовательные задачи: Учить детей находить о. Байкал на карте Иркутской области. Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Сибирского региона, с некоторыми видами рыб - эндемиков о. Байкала (омуль, бычки - подкаменщики, голомянка, рачки). Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.

Развивающие задачи: способствовать развитию психических процессов: мышление, память, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, развитие навыков работы на интерактивной доске.

Воспитательные задачи: Формировать экологическое мировоззрение детей, воспитывать желание беречь о. Байкал и его обитателей. Выражать любовь к о. Байкалу через народный эпос.

Предварительная работа:

Рассматривание на глобусе о. Байкал, чтение рассказов о Сибири, сказки Сибирских писателей, знакомство с животным и растительным миром Прибайкалья.

Оборудование: Интерактивная доска SMART BORD, ПО Noteebook 11, ПК, презентация «Волшебное озеро Байкал», иллюстрированные картинки животного мира, карточки с контурами озер, карточки с животными, фломастер голубого цвета, цветные фишки на каждого ребенка, аудио запись «Звуки природы», видеоролик «Иркутский нерпинарий».

Ход занятия:

Организационный момент.

-Сегодня мы продолжаем разговор о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки). А какие сибиряки? (Сильные, смелые, не боятся морозов, дружные)

Мне сегодня пришло необычное видео письмо, от одного мальчика. Этот мальчик появился из сосновой шишки. Сосна росла в Сибирской тайге. Шишка выросла и превратилась в мальчика, давайте вместе с вами мы посмотрим это письмо и с ним познакомимся.

На экране картинка с изображением Сибирячка, включается запись голоса. Он рассказывает о себе и загадывает загадку

Есть в Сибири озеро большое,

В нём вода прозрачна и чиста.

Называем озеро мы - море,

Им гордится вся наша страна.

-О каком озере говорится в загадке? (о. Байкале)

-Как вы догадались, что это о. Байкал? (Самое большое, вода в нём прозрачная, чистая, пресная)

А теперь закройте глаза и внимательно послушайте, что же вы услышали? Релаксация с прослушиванием аудиозаписи «Звуки природы», на экране вид о. Байкал с чайками.

Дети рассказывают, то, что они услышали: (шум воды, прибоя, крики чаек)

На экране появляется слайд с картой Иркутской области

- Байкал – это Гордость Иркутской области, очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, её можно пить.

(дети рассматривают на экране карту) какую форму имеет Байкал

(полумесяц)

-А давайте посмотрим, как выглядит наше озеро Байкал высоко из космоса

На экране слайд с изображением озера Байкал из космоса

В озеро Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, а вытекает одна речка Ангара, а сейчас я вам расскажу одну легенду:

На экране слайды: легенда об Ангаре.

-Вы запомнили, как выглядит Байкал на карте?

-Сейчас мы это проверим, вам нужно будет найти форму озера Байкал, среди других озер и закрасить его в голубой цвет

На экране силуэты озер, ребенок находит силуэт Байкала и раскрашивает его в голубой цвет

- Ребята, возьмите карточку с номером один, и выполните задание. Дети выполняют на местах.

-Молодцы! Вы все справились с заданием.

На экране изображение Сибирячка, включается голос:

Сибирячек: - Ребята, вы много уже знаете о Байкале, его обитателях, а хотите узнать о Байкале больше. - Давайте с вами совершим путешествие по Байкалу, на чём можно путешествовать?

(на лодке, катере, корабле) мы с вами отправимся на теплоходе «Ангара».

- Ребята, а давайте построим свой теплоход.

Дети строятся, изображая «теплоход»

На экране картинка теплоход на озере, включается запись «песня: На теплоходе музыка играет»

Динамическая пауза: дети двигаются под музыку.

- Ну что, команда, к плаванью готова?

- Отправляемся в путешествие по о. Байкал

На экране картинка байкальского заповедника с изображением Сибирячка. Включается голос

Сибирячек: Первая наша остановка это заповедник. А что это такое?

Ребенок рассказывает стихотворение о заповеднике.

Мир заповедника — чистейший мир,

И дышится там легче, проще.

Но современный человек забыл,

Приятно как гулять по белой роще.

Чтоб это вспомнить и не потерять,

Сверкнувшую красой необъяснимой —

Природу нашу надо сохранять

В величии своем неповторимой.

- Конечно, ребята заповедник это заповедная зона, от слова «Заповедь» - не тронь, не обидь, не убей. В этих заповедниках охраняют животных, птиц, и растения.

- Ребята, а какие растения растут вокруг о. Байкала? (дети перечисляют)

На слайде картинки (сосна, лиственница, багульник, кедр, трава - чабрец)

Байкал всегда был интересен своими многочисленными природными «сокровищами». К таким "сокровищам" относятся и знаменитые шагающие или ходячие деревья: сосны и лиственницы. Они давно стали символом о. Байкала. На о. Байкал дуют очень сильные ветры: баргузин, сарма, култук, верховик. Эти ветра своей силой сдувают землю с корней деревьев. Природа о. Байкала это в первую очередь цветущие заросли багульника. Сибирский кедр - долгожитель Байкала, высота деревьев достигает от 35 до 40 м, диаметр ствола - до 1,8 м. А еще местное население называет кедр хлебным деревом Сибири. А вы знаете, почему так люди называют кедр? В первую очередь благодаря кедровым орехам, которые используют для приготовления лекарственного масла, в разных кулинарных рецептов, а траву- чабрец издревле ценили за его удивительные лечебные свойства.

На экране картинка леса с изображением Сибирячка. Включается голос

Сибирячек: А какие животные водятся в лесах Байкала?

Дети называют животных (медведь, рысь, заяц, волк, лиса, бурундук, белка, песец)

На слайде появляются картинки с животными и птицами.

- Ой. Ребята, посмотрите. В нашем заповеднике появились и другие животные. Они тоже пришли полюбоваться чудесным озером, давайте их отправим в свою природную зону.

- Ребята, возьмите карточку с цифрой два и выполните задание.

Дети работают за столами, желтыми фишками закрывают животных жарких стран, а зелеными животных нашего региона.

Ребенок у доски классифицируют животных, которые живут в лесах озера Байкала, и в жарких странах

Включается голос Сибирячка:

Сибирячек: - Молодцы, все справились с заданием. И нам пора отправляться дальше

На слайде появляется теплоход включается запись «Песня: на теплоходе музыка играет»

Динамическая пауза: Дети строятся, изображая «теплоход» и двигаются под музыку.

-Ну, что поплыли дальше

-Смотрите, чайки кружат, ловят рыбу, кормятся.

На слайде картинки с изображением рыб,

Бычки, омуль, голомянка, рачки.

-А каких вы еще обитателей озера вы знаете?

-Загадываю загадки:

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на. О (омуль)

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

- А давайте мы с вами тоже поплескаемся как рыбки

Физкультурная минутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой чистенькой воде,

То сомкнутся, разомкнутся,

То зароются в песке».

- А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

На экране слайд с нерпой

- А нерпа это рыба? (животное)

- Почему, нерпа это животное? (кормит своих детенышей молоком. т. е. млекопитающее)

-Конечно, это животное, которое живёт в Байкале.

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

- Вот мы с вами и причалили к берегу

На слайде вид озера Байкала картинки с животными, рыбами, птицами. Включается запись голоса Сибирячка:

Сибирячек: А сейчас мы проверим, какими вы внимательными были во время нашего путешествия

Давайте мы с вами всех животных расселим по своим местам, кто, где живет

- Ребята, возьмите карточку с цифрой три и выполните задание

Дети на местах закрывают животных, птиц, рыб цветными фишками (зеленые – обитатели леса, синий – обитатели воды, голубой - птицы)

Ребенок у доски распределяет животных, рыб и птиц.

Включается голос Сибирячка:

Сибирячек: - Молодцы, всех животных заселили вокруг озера.

-Ребята, что нужно делать, чтобы вода в Байкале всегда была чистой, прозрачной и всем животным жилось хорошо? (беречь и охранять) Об этом нам расскажет

Ребенок читает отрывок стихотворения «Беречь Байкал – святое дело

Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть с волной, с ветром споря

И людям преданно служить!

Беречь Байкал – святое дело :

Его судьба у нас в руках!

Сама природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

На экране слайд с изображением нерп. Включается голос Сибирячка:

Сибирячек: - Ребята, а вы любите смотреть на животных? Садитесь поудобней я вас приглашаю в Байкальский нерпинарий п. Листвянка

Включается видеоролик нерпинарий.

Итог занятия

- Но вот и подошло к концу наше путешествие по озеру Байкал

-Что понравилось в нашем путешествии?

- Хотелось бы вам продолжить путешествие по Байкалу?

Сибирячек принес нам угощение, это сибирская ягода клюква. Угощайтесь.

Публикации по теме:

«Славное море, священный Байкал…» Фотоотчет«Славное море, священный Байкал…» Фотоотчет «Лето поющее, лето звенящее, Радость несущее, счастье дарящее, Морем дразнящее, тучкой омытое, Далью манящее, в зелень обвитое, Травами.

Фоторепортаж «Байкал зимой и летом»Фоторепортаж «Байкал зимой и летом» Мне очень повезло, что я родилась и живу в Иркутской области. Так много прекрасных мест во всем мире, но я знаю точно, что красивее нашего.

Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал»Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал» Целевая прогулка на Байкал Цель: Расширять представления детей об озере Байкал, о его растительном и животном мире. Совершенствовать двигательные.

Макет «Голубое озеро»Макет «Голубое озеро» Голубое озеро. для поделки нужна цветная бумага, (любая, клей, ножницы. Краски, картон, 1 - из картона вырезать форму Озера, затем.

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Озеро Байкал — жемчужина Сибири» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема «Озеро Байкал - жемчужина Сибири» Цель: Развитие.

Аппликация из ваты «Лебединое озеро»Аппликация из ваты «Лебединое озеро» Для приготовления такого озера нам понадобиться : лист картона,краски, клей ПВА, краски с кисточкой, вата и простой карандаш.

«Лебединое озеро». Детские работы«Лебединое озеро». Детские работы Вот и подходит к концу эта удивительная пора – осень! Время года, которое начинается теплой погодой и почти летним солнцем, зелеными листьями.

Мастер-класс по оригами «Лебединое озеро»Мастер-класс по оригами «Лебединое озеро» Для человека лебеди олицетворяют красоту, романтику, символ возрождения, чистоты, благородства и мудрости, что вызвано их изящным телостроением,.

Дидактические кубики «Байкал»Дидактические кубики «Байкал» Хочу познакомить вас со своей работой по реализации регионального компонента с использованием дидактических кубиков "Байкал". Дидактические.

Викторина об озере Байкал 1. Что такое лимнология? • Лимоноразведение • Озероведение • Родина Лимпопо 2. Какой из перечисленных ученых не является байкаловедом? •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 11:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД