МААМ-картинки

Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе «Волшебные превращения бабочки»

Ирина Сыромятникова
Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе «Волшебные превращения бабочки»

Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе

Конспект педагогического мероприятия с детьми "Волшебные превращения бабочки".

Вид: Развитие экологических представлений.

Тип: обобщающее, познавательное.

Возраст: дети старшей группы 5 -6 лет

Публикация «Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе „Волшебные превращения бабочки“» размещена в разделах

Цель. Формирование целостной картины мира природы через обобщение и расширение знаний о 3-х стадиях развития бабочки : гусеница, куколка, бабочка.

Задачи.

Образовательные.

- Упорядочить знания о 3-х стадиях развития бабочки.

- Помочь осмыслить существующие закономерности, связи, зависимости развития и жизни бабочки в природе.

Развивающие.

- Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности : способствовать проявлению и развитию индивидуальных познавательных интересов.

- Расширять кругозор детей за счет знакомства с особенностями жизни и развития бабочки.

- Стимулировать детское экспериментирование: через разные формы практического и умственного исследования при решении проблемных ситуаций и составлении собственных высказываний.

Воспитательные.

- Воспитание первичных ценностных представлений: понимание и проявление бережного, заботливого отношения к объектам природы на примере бабочки.

Интеграция образовательных областей:

данное занятие по развитию экологических представлений относится к образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», и разными видами детской деятельности: игровая, поисково-исследовательская, литературно-художественная, обеспечивая: музыкальное сопровождение - Б. Гребенщиков «Город золотой», Мендельсон «Весенняя песня», С. Прокофьев «Марш» (фрагмент, П. И. Чайковский «Баркарола», Э. Григ «Утро», Куперен «Бабочка», аудиозапись «Пение птиц»;

литературно-художественное сопровождение - сказка «Волшебные превращения бабочки».

Оборудование и пособия: 2 портрета гусеницы (грустная и веселая, таблица-модель «Пищевая цепочка», игрушка-паучок на ниточке-паутинке, листочки из зеленого картона, гусеницы- трафареты, шерстяные нитки для плетения кокона, модель «Бабочка», коробочки сока с трубочкой, файлы и фломастеры на каждого ребенка, плоскостные изображения цветов с пыльцой- растолченным кусочком цветного мела в серединке и бабочек с приклеенными на брюшко кусочками мягкой ткани, таблица-модель «Волшебные превращения».

Словарная работа: гусеница, кокон, брюшко, крылья, хоботок, пыльца.

Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание энциклопедий, альбомов; беседы, диалоговое и ситуативное общение по теме; художественное творчество - рисование, аппликация, художественный труд; просмотр видеофильмов; творческое взаимодействие с родителями по активизации познавательной активности детей через совместное изготовление бабочек с последующей организацией выставки.

Предполагаемый результат:

- повысится уровень знаний о жизни бабочек в природе;

- проявление бережного отношения к природе, насекомым, бабочкам.

Структура занятия

Вводная часть.

- Музыкальная картинка к теме занятия. Песня из репертуара Б. Гребенщикова.

- Сообщение темы.

- Постановка цели.

Основная часть.

- Эмоциональное вхождение в занятие.

- Сказка «Волшебные превращения бабочки» (рассказ педагога).

- Пальчиковая разминка «Утро» (звучит «Весенняя песня» Мендельсона).

- Игра-идентификация «Гусеница».

- Упражнение на развитие эмпатии «Портрет» (аудиозапись «Пение птиц»).

- Интерпретация эмоционального состояния и поведения гусеницы (Звучит фрагмент марша С. Прокофьева и «Баркорола» П. И. Чайковского).

- Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Кокон» (показ действий педагогом и «плетение кокона» детьми.

- Продолжение сказки «Волшебные превращения бабочки» (звучит музыка Э. Грига «Утро»).

- Рассматривание конкурсных работ «Бабочки», выполненных детьми и родителями.

- Зарисовка «Строение бабочки».

- Моделирование ситуации «Бабочка пьет нектар».

- «Это интересно!» Интересные факты из жизни бабочек.

- Опыт. «Куда исчезли чешуйки у бабочки.

- Динамическая пауза «Первый полет бабочки».

- Завершение сказки «Волшебные превращения бабочки».

- Моделирование ситуации «Как бабочка опыляет цветы.

Заключительная часть.

- Ролевая игра «Гусеница, куколка, бабочка».

- Работа с таблицей «Волшебные превращения».

- Повторение правил бережного поведения в природе.

- Итог.

Структура занятия Содержание занятия

Вводная часть.

Музыкальное

Вступление

Сообщение темы. Постановка цели. Звучит песня из репертуара Б. Гребенщикова:

Под небом голубым есть город золотой

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том сад, где травы и цветы,

Гуляют там животные невиданной красы.

Сегодня мы познакомимся, наверное, с одним из самых красивых представителей царства животных - бабочкой и поговорим о волшебных превращениях, которые с ней происходят в природе.

Но все по порядку. Я приглашаю вас в волшебный сад.

Основная часть

Пальчиковая гимнастика «Утро». Цель: эмоционачъное вхождение в занятие.

Упражнение- идентификация «Гусеница»

Упражнение

«Портрет»

Цель: развитие эмпатии. Мы очутились в волшебном саду.

/Педагог сопровождает рассказ показом движений/

• Солнечные лучи нежно прикасаются к цветочным лепесткам,

поглаживают их.

• Росинки медленно скатываются по стебельку.

• Цветы встряхивают своими прекрасными головками и просыпаются.

• Широко раскрывают глаза,

• радуясь солнышку.

• Легкий ветерок раскачивает венчики цветов.

• Они приветствуют друг друга поклоном.

• В этом чудесном саду жила-была гусеница.

• Она тоже очень любила солнышко.

Покажем, какой была гусеничка, встанем друг за другом.

• Вот она спит.

• Солнышко ласково и нежно погладило ее своими лучиками.

Гусеничка проснулась: подняла головку,

• Наклонилась вправо, влево,

• Подняла правую ножку, левую.

• Встала на носочки и, чтобы быть ближе к солнышку,

• Подняла вверх лапки-руки,

• Помахала ими, улыбнулась и сказала: «Здравствуй, Солнышко!»

1. Ребята, найдите портрет, где гусеница улыбается и радуется солнышку.

- Покажите, как она это делает. Порадуйтесь вместе с ней.

2. Вдруг гусеница загрустила.

- Как вы думаете, что ее могло огорчить?

- Найдите портрет, где гусеница грустная.

- Покажите, как она грустила.

- Оказывается она проголодалась.

- Что ест гусеница?

(рассматривание модели «Пищевые цепочки»)

Найдите свою гусеничку, она сидит на листочке

- покажем, как она ест.

(Звучит аудиозапись «Пение птиц»)

- Как красиво поют птицы!

- Ой, что случилось с нашей гусеницей?

Посмотрите, она сильно испугалась.

- Как вы думаете, почему?

- Да, действительно, гусеница является пищей для некоторых птиц.

Гусеницы разных бабочек имеют разную окраску, которая помогает им быть незаметными.

Помогите гусенице поскорее спрятаться.

Продолжение сказки «Волшебные превращения бабочки» - Птицы улетели, гусеница успокоилась.

- А мы продолжаем наше путешествие по волшебному саду.

Каждое утро гусеница сидела на листике и смотрела в капельку росы, как в зеркало. Какое отражение она видела в капельке?

- Послушайте музыку, она вам подскажет правильный ответ.

(Звучит фрагмент «Марша» С. Прокофьева -

музыка колючая, неприятная, отрывистая).

- Да ребята, гусенице казалось, что она некрасивая. Она усаживалась на краешек листика и горько плакала. Но однажды мимо пробегал, кто бы вы думали?

(Звучит мелодия П. И. Чайковского «Баркарола» - музыка легкая, скачущая, озорная, забавная)

- Это паучок. Он спускался на своей паутинке на цветок.

Жалко стало пауку соседку и он посоветовал ей: «У тебя на головке возле ротика есть паутинный мешочек, потяни за ниточку и сделай из нее шарфик или кофточку». Гусеница так и сделала. Она сплела из серебряных нитей себе мягкое покрывало (педагог показывает, удобно завернулась в него и уснула.

- Помогите своей гусенице: укройте ее, заверните в мягкий кокон. (Дети выполняют).

- Вот какая куколка получилась.

(Звучит музыка Э. Грига «Утро»)

- Несколько месяцев проспала гусеница в своем теплом домике-коконе. Шел снег, мела пурга, дул холодный ветер, а гусеничка ничего не знала, она крепко спала, пока не пришла красавица-Весна. Она прикоснулась волшебной палочкой к серебристому кокону и. произошло чудо. Кокон приоткрылся, из него появилась головка с усиками, затем красивые крылышки. Но они были мокрые сморщенные. Нужно было время, чтобы их высушить на солнышке.

Посмотрите, сколько красивых бабочек сидят и сушат свои крылышки. Откуда они прилетели к нам? (Ответы детей).

- Да этим бабочкам помогли появиться на свет вы и ваши мамы.

- Ребята, а вот еще одна Данина бабочка сидит на цветке, сушит свои крылышки и ждет нас. Давайте подойдем поближе, тихо сядем и рассмотрим ее.

/На коврике-цветке находится крупное изображение бабочки (рисунок, выполненный семьей Дани Слепухина).

Педагог предлагает детям взять фломастеры и файлы для фиксации строения бабочки по ходу рассказа педагога.

- Тело бабочки состоит из головы, грудки и брюшка (см. приложение №2)

1. На голове находятся глаза, рот-хоботок и усики.

Усики бывают разные, а нужны они для того, чтобы нюхать и пробовать Рот у бабочки превратился в длинный хоботок, он прекрасно служит для высасывания веточного нектара.

Педагог показывает на примере модели «Бабочка».

Дети практически пьют нектар» - сок через трубочку.

- Когда бабочка не кушает, она сворачивает хоботок в крутую спираль и прячет у себя под головой (показ на примере игрушки-модели).

2. На груди у бабочки 3 пары /6 ножек-лапок и 2 пары/ 4 крылышка: передние и задние.

Оказывается, бабочка может лапками даже пробовать: сядет на цветок, лапки смачиваются сладким сиропом и бабочка разворачивает свой хоботок, готовится пить нектар.

Крылья бабочек покрыты особыми чешуйками, как крыша черепицей: (ученые говорят - чешуекрылые) Каждая чешуйка имеет очень сложное

Опыт «Куда исчезли чешуйки у бабочки

Динамическая пауза «Полет бабочки»

Завершение сказки «Волшебные превращения бабочки»

Моделирование ситуации «Как бабочка опыляет цветы

Цель: показать способ переноса пыльцы с цветка на цветок. строение, из чешуек складывается очень красивый узор. Оказывается, эти чешуйки помогают бабочке летать

Вывод: нельзя брать бабочек в руки, потому что чешуйки остаются у нас на пальчиках, а без них бабочка не может летать, а значит - погибнет.

3. гибкое брюшко лишено конечностей.

Пока мы с вами рассматривали, крылья у бабочки подсохли и она может отправляться в свой первый полет. Вы готовы стать бабочками и полететь?

(Звучит музыка «Бабочки» Куперена)

Дети - бабочки легко и красиво передвигаются по группе, «летают».

- Ах, какая красивая бабочка, какие прекрасные у нее крылышки, какой очаровательный наряд.

«Какое чудесное превращение! Волшебное!»- щебетали птицы.

А цветы радостно кивали своими головками, как бы приглашая бабочку к себе. Им очень хотелось подружиться с ней.

- Как вы думаете, почему? (Потому что бабочки переносят пыльцу с одного цветка на другой. Так происходит опыление.)

- Возьмите, пожалуйста, каждый по бабочке. Выберите ту, которая вам больше нравится.

- Посмотрите, какие красивые цветы расцвели на этой полянке. Они тоже ждут, когда к ним прилетят бабочки.

(под музыку дети, «перелетая» от одного цветка к другому, усаживают своих бабочек в середину цветка, имитируя опыление)

- А сейчас давайте посмотрим на брюшко бабочки.

Что вы видите? Объясните, что произошло.

Заключительная часть.

Ролевая игра «Гусеница, куколка, бабочка»

Цель: закрепить знания о 3-х стадиях развития бабочки

Работа с таблицей «Волшебные превращения бабочки»

Повторение правил бережного поведения в природе

Итог занятия. В заключении мы с вами поиграем в игру «Гусеница, куколка, бабочка», чтобы показать, как хорошо мы запомнили все стадии жизни бабочки.

Дети по словесному сигналу педагога выполняют движения:

- «гусеница» - дети приседают,

- «куколка» - дети стоят, опустив руки,

- «бабочка» - дети легко «летают» по группе.

(По окончании игры педагог приглашает «бабочек» остановиться около доски, на которой находится таблица)

- Вот все бабочки собрались в одном месте. Здесь изображена история развития бабочки. Вы можете мне рассказать о ней?

1. Кем была бабочка вначале?

2. Что случилось с гусеницей?

3. Через несколько месяцев из куколки появилась. ?

4. А как появилась гусеница?

- Почему здесь изображен зеленый лист?

- Быстро ли происходит «волшебное» превращение бабочки?

- Может ли так случиться, что бабочка не появится на свет?

Что ей угрожает?

- Можем ли мы стать друзьями бабочки? Как ведут себя друзья?

Вот какой длинный путь нужно проделать, чтобы превратиться в бабочку.

Действительно, Природа - волшебница!

В ней столько секретов столько чудес, но нужно быть очень внимательным и любознательным, чтобы увидеть их. И нам это сегодня удалось! Спасибо!

Публикации по теме:

«Школа волшебников». Дидактическая игра на развитие у детей изобразительных навыков.«Школа волшебников». Дидактическая игра на развитие у детей изобразительных навыков. «Школа волшебников». Игра предназначена для детей от 5 лет. Цель: закрепление навыков поэтапного рисования; навыков рисования с помощью.

Творческие работы детей на тему: «Вода и ее обитатели».Творческие работы детей на тему: «Вода и ее обитатели». Художественное творчество (рисование гуашью) " Где живет вода"- представленно детьми старшей группы "Говорушки"- Колесниковой Юлей, Юриным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое познавательное обобщающее занятие по экологии в старшей группе «Волшебные превращения бабочки»
Опубликовано: 2 июля 2013 в 16:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД