МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Волшебный мир математики. Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей» (6 фото)

Елена Кишкорева
Мастер-класс для воспитателей «Волшебный мир математики. Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей»

Волшебный мир математики. Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей

Цель мастер - класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта работы использования цветных палочек Кюизенера, как дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с игровой технологией.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Волшебный мир математики, Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей“» размещена в разделах

2. Познакомить с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.

3. Обучить педагогов навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Оборудование: столик, магнитная доска, видеопрезентация, объемные фигуры палочек.

Раздаточный материал: наборы палочек Кюизенера.

Актуальность.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, становление сознания, развитие воображения и творческой активности (ФГОС)

Все дети по своей природе любознательны. Каждый из них – пытливый исследователь

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка- развитие его умственных способностей, формирование мыслительных умений, позволяющих осваивать новое.

Для решения этой важной задачи я в своей практике применяю такой дидактический материал как «Палочки Д. Кюизенра».

Что же такое палочки Кюизенера?

Это дидактический материал, который придумал математик из Бельгии учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976). Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.

Методика позволяет решать следующие задачи:

1. Формирование понятия числовой последовательности, состава числа.

2. Осознание отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.

3. Деление целого на части и измерение объекта условными мерками.

4. Освоение прямого и обратного счета.

5. Выполнение заданий на сложение, вычитание.

6. Развитие психических процессов: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

7. Развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности.

8. Развитие умения работать в коллективе.

Давайте рассмотрим сам комплект палочек.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

В состав комплекта входят:

белая - число 1 - 25 штук,

розовая - число 2 - 20 штук,

голубая – число 3 - 16 штук,

красная – число 4 - 12 штук,

жёлтая – число 5 - 10 штук,

фиолетовая – число 6 - 9 штук,

чёрная – число 7 - 8 штук, бордовая – число 8 - 7 штук,

синяя – число 9 - 5 штук,

оранжевая – число 10 - 4 штук.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.

Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью" – это числа кратные 2;

3,6,9 "синюю семью" – числа кратные 3.

"Семейство желтых" составляют 5 и 10 – кратные 5.

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно- он связан с определенным соотношением их по величине. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

В комплекте есть набор цифр, соответствующих цветовой гамме палочек и обозначающих число.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Все упражнения проводятся в игровой форме. Для достижения наилучшего результата занятия с палочками рекомендуется проводить систематически.

Этапы обучения

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет).

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков, где дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет)

Предлагаю несколько вариантов игр для разных возрастов.

Игры и занятия с детьми 3 - 5 лет (примеры игр)

Игра «Змейка»

Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.

Описание: Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).

Вопросы

– Какого цвета палочки?

– Сколько розовых палочек? Сколько голубых?

– Покажите пальчиком длину вашей змейки.

– Чья змейка длиннее? Чья короче?

Игра «У кого больше»

Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.

Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.

Описание: Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.

Вопросы

– Какого цвета треугольники?

– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?

– Какие треугольники по величине?

– Почему получились разные треугольники?

– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).

Игра «Разноцветные вагончики»

Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).

Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).

Описание: Дети сидят напротив друг друга.

У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.

Вопросы и задания

– Сколько всего палочек на подносе?

– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.

– Сколько палочек каждого цвета?

– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)

Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.

По окончании работы педагог уточняет:

– Чей поезд длиннее?

– Назовите по порядку цвет каждого вагона.

– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?

– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.

Игра «Строительство домов»

Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.

Описание: Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.

Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.

Вопросы и задания

– Что получилось? (Дом.)

– С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?

– Сколько всего домов?

– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?

– Между какими домами расположен голубой дом?

– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?

– Сколько всего окон?

– Какие окна по величине?

Игры и занятия с детьми 5–7 лет с цветными палочками

Игра «Сделай фигуру»

Цель. Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?

Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.

Описание:

Вопросы и задания

– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.

– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.

– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.

– Из остальных палочек сделайте трапецию.

– Сколько всего фигур?

– Который по счету прямоугольник?

– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?

– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.

– Какое число обозначает голубой цвет?

– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?

Ознакомление с “цветными числами”

Число 1.

Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек. Каждая палочка обозначает число.

Найдите в наборе самую короткую палочку. Какого она цвета? Назовите самое маленькое число. Как вы думаете, какое число обозначает белая палочка? Почему?

Число 2.

У Маши 1карандаш, а ей надо 2. Что сделает Маша? (возьмёт ещё 1, станет 2) Как получить число 2 (к 1 прибавить 1)

Как получить палочку 2? (к палочке 1 положите палочку 1)

Найдите в наборе такую палочку, которая по длине будет как 2 палочки 1. Какого цвета эта палочка? (розовая) Какое число обозначает розовая палочка? Почему?

Состав числа из двух меньших.

Состав числа 7.

Найдите в наборе палочку 7. Какого она цвета?

Найдите в наборе 2 таких палочки, чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 7. Докажите. Из каких чисел состоит число 7? (рассмотреть все варианты)

Составление числового домика.

Подведение итога – из каких чисел состоит число 7?

(7 состоит из 3и 4, если вычесть 4, то останется ….

7 состоит из 5 и 2, если вычесть 5, то останется)

все варианты решения примера прописываются на доске.

Д/и “Поезд”

Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки. Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку?

Игровых упражнений очень много. Это лишь несколько примеров из них.

Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, комбинаторные и конструктивные способности.

Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру, получают положительные эмоции.

Знакомство с теоретической частью.

Мастер-класс для воспитателей «Волшебный мир математики. Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей»

Практическая часть состояла из показа занятия по ФЭМП. В роли детей были педагоги.

Фото «Волшебный мир математики. Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей»
Мастер-класс для воспитателей - фото
Фото №1 Волшебный мир математики Фото №2 Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей Цель мастер класса повышение профессионального Фото №3 Мастер классы для воспитателей и педагогов мастерства педагогов в процессе освоения опыта работы использования цветных

Литература:

1. «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет, Л. Д. Комарова.

2. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (В. П. Новикова, Л. И. Тихонова).

3. «Математика до школы» (А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт).

4. «Посудная лавка» (игры с цветными палочками Кюизенера для детей 5-7 лет, Б. Б. Финкельштейн.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование  как средство интеллектуального развития дошкольников Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что у них наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Игры-головоломки, как средство интеллектуального развития дошкольников. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для развития.

Консультация для родителей «Дидактические игры как средство интеллектуального развития детей» .

Мастер-класс «Палочки Кюизенера»Мастер-класс «Палочки Кюизенера» Джордж Кюизенер (1891 - 1976) - бельгийский педагог, автор уникальной методики. В течение многих лет работы учителем начальной школы, Джордж.

Мастер-класс «Использование технологий развивающих игр по ФЭМП для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» «Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов на тему: «Квилинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста» После выступления 16.03.2017 года на методическом объединении воспитателей Туапсинского района и города Туапсе, моё выступление было отобрано.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Мастер-класс для воспитателей «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников»Мастер-класс для воспитателей «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития физических качеств у дошкольников» Цель: Совершенствовать профессиональные.

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей» Мастер-класс Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Волшебный мир математики. Палочки Кюизенера как средство интеллектуального развития детей»
Опубликовано: 21 декабря 2017 в 16:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД