Коммуникативно-творческий проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный сундучок»

Анна Роженцева
Коммуникативно-творческий проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный сундучок»

А. А. Роженцева

Волшебный сундучок

коммуникативно-творческий проект

по развитию речи у детей младшего

дошкольного возраста

Автор–составитель А. А. Роженцева, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Нововосточный детский сад «Светлячок»

Данный проект направлен на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора, воспитание у них любви к устному народному творчеству. Будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.

Паспорт проекта

Образовательная область: Коммуникация

Тип проекта: коммуникативно-творческий.

По характеру контактов: проект «Волшебный сундучок» ориентирован на воспитанников младшего возраста. В реализации проекта принимают участие воспитанники второй младшей группы «Кнопочки», воспитатели МБДОУ «Нововосточный детский сад «Светлячок» и родители воспитанников группы.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный, с 1августа 2012г. по 31 мая 2013г.

Актуальность проекта

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому решение проблемы развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Исследования психологов и практиков показывают, что

устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».[15]

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. [5,15]

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Песенки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок.

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Планомерная работа с детьми по заучиванию русских народных песенок начинается со второй младшей группы. [2,3,4]

По результатам обследования, проведенного в начале года, можно сделать следующие выводы: у детей младшей группы низкий уровень звуковой культуры речи, слабо развит грамматический строй речи, а связная речь почти отсутствует. На среднем уровне показатели сформированности словаря.

Исходя из этого, стало возможным четко наметить проблему, определить тему проекта, его цель и задачи.

Были приняты к сведению пожелания родителей об их участии в реализации проекта.

Цель и задачи проекта

Цель - использование произведений русского народного фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

обучать родной речи с использованием малых форм фольклора;

развивать слуховое внимание, артикуляционный и слуховой аппарат, звукоподражание;

способствовать отражению представлений о фольклоре в разнообразных видах детской деятельности: коммуникативной, игровой, чтении художественной литературы, художественно-творческой;

воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы.

Методы:

Рассматривание предметов русского народного творчества.

Беседы с детьми.

Дидактические игры.

Настольный театр.

Пальчиковые игры.

Обследования.

Чтение художественной литературы.

Слушание музыки.

Ожидаемые результаты проекта

1. Повышение интереса детей к устному народному творчеству;

2. Использование в своей речи пословиц, поговорок в сюжетно-ролевых играх – потешки;

3. самостоятельная организация народных игр – забав с помощью считалок, загадок, скороговорок.

Возможности проекта для родителей

1. Повышение интереса к использованию малых форм фольклора для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях;

2. Участие в проведении праздников, досугов, развлечений.

Возможности проекта для воспитателя

1. Повышение компетентности в использовании произведений русского народного фольклора при работе с детьми младшего дошкольного возраста по формированию уровня звуковой культуры речи, развития грамматического строя, расширение и активизация словаря;

2. Уточнение представлений об особенностях жизни русского народа;

3. Укрепление связи с родителями.

Перечень основных направлений проекта

1. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с малыми формами фольклора (проводятся 1раз в неделю):

Сказки;

Русская изба и ее обитатели;

Народные праздники;

Во саду ли, в огороде;

Пословицы;

Колыбельные песни.

2. Оснащение предметно-развивающей среды:

создание дидактических игр;

изготовление атрибутов к театрализованной деятельности детей и занятий;

оформление методической разработки для использования в работе с детьми: потешки, пословицы, поговорки, загадки.

3. Работа с родителями:

участие в создании мини-выставки декоративно-прикладного искусства;

совместная практическая деятельность родителей и детей;

выставка рисунков «Пасхальные яйца»;

акция «Подари книжку группе»;

родительское собрание «Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста».

Краткое описание проекта по этапам:

Название проекта: «Волшебный сундучок»

Тип проекта: коммуникативно-творческий.

По продолжительности – долгосрочный, с 1 августа 2012 года по 31 мая 2013 года.

Для реализации проекта разработан план мероприятий, предусматривающий три этапа:

1.08.2012-1.09.2012 На подготовительном, информационно-аналитическом этапе решались задачи организационного характера: определение уровня развития речи и сформированности словаря через диагностирование воспитанников группы, изучение литературы, подбор и систематизация материала для детей и родителей по данной теме, составление плана работы.

1.09.2012 – 15.09.2013. На основном этапе проекта выполнялись задачи, поставленные для достижения цели. Для этого были созданы условия для работы по всем направлениям деятельности с детьми и родителями. Для выполнения намеченного плана проводятся циклы непосредственно образовательной деятельности по теме проекта, досуги, развлечения. Для прослушивания детьми произведений русского народного творчества подобраны потешки, прибаутки, считалки, колыбельные, пословицы и поговорки. Родители пополнят свои знания через предложенную информацию, путем участия в совместной деятельности с детьми.

15.05.2013-31.05.2013 Заключительный этап посвящен подведению итогов работы над проектом, проведение сравнительной диагностики по образовательной области «Коммуникация». Разработка методического сборника для использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

План реализации проекта

Август

№ Тема

1. Обследование детей 2 младшей подгруппы по определению уровня развития речи и сформированности словаря

2. Подбор и изучение литературы и методических материалов для определения темы проекта, его цели и задач

3. Составление плана работы над проектом

4. Подбор и систематизация материала для детей и родителей по теме проекта

5. Родительское собрание «Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста»

Публикации по теме:

Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Коммуникативно-творческий проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный сундучок»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 12:41
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...